Cубъект РФ, МО, Организация
Школа реабилитации и ухода
География реализации практики
г.Зея и Зейский район Амурской области, ГБУ Амурской области «Зейский КЦСОН «Родник»
Период внедрения практики
С 2020 года по настоящее время
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Комплекс мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания, на 2020-2021 годы
дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в семьях (в том числе замещающих);
родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Развитие родительских компетенций в проведении доступных реабилитационных мероприятий дома, обучению навыкам ухода за детьми и общения с ними.
В ходе работы с родителями (законными представителями) оказывается помощь в определении роли семьи (как первоисточника социализации ребенка) в воспитании ребенка, понимания важности повседневной реабилитационной работы с ребенком, в том числе создании условий, позволяющих ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Повышение уровня жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, укрепление морального и психологического климата в таких семьях.
Предоставление необходимой информации о правах и льготах, об имеющихся в городе реабилитационных учреждениях и оказываемых реабилитационных услугах.
Создание условий для успешной интеграции семей с детьми-инвалидами в социальное общество. Преодоление изолированности и замкнутости семей целевой группы.
Помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в предоставлении информационной поддержки, освоении ими базовых навыков для самостоятельной повседневной реабилитационной деятельности, профилактике эмоционального выгорания
1. Обучение родителей (законных представителей), членов семей детей-инвалидов:
организации оптимальной физической и социальной среды для жизни и развития ребенка-инвалида;
профилактике вторичных нарушений у детей-инвалидов, не имеющих возможности самостоятельно изменить положение тела;
базовым навыкам коммуникации с ребенком-инвалидом;
навыкам ухода (правилам гигиенического ухода, кормления, одевания-раздевания) за детьми-инвалидами,
организации повседневной двигательной активности ребенка-инвалида;
организации безопасного перемещения ребенка-инвалида;
организации занятости ребенка-инвалида;
правильному подбору и использованию технических средств реабилитации.
2. Формирование навыков социальной активности у родителей (законных представителей), членов семьи ребенка-инвалида.
3. Оказание психологической поддержки родителям (законным представителям), профилактика эмоционального выгорания.
4. Расширение охвата социальным обслуживанием детей-инвалидов, не интегрированных в социум.
Краткое описание практики
На территории города Зеи и Зейского района проживает 140 семей, в которых воспитывается 151 ребенок-инвалид. Большинство семей нуждаются в педагогической, социальной, психологической поддержке. Семья является самым эффективным средством реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, столкнувшись с возникающими проблемами в связи с рождением ребенка-инвалида, большинство семей не готовы к оказанию помощи своим детям. Родители растеряны, не имеют достаточной информации по ведению реабилитационных мероприятий и, часто, сами нуждаются в психологической и социальной поддержке.
Организация Школы реабилитации и ухода способствует не только просвещению родителей в вопросах общения и развития ребенка-инвалида, но и снятию эмоционального напряжения, профилактике эмоционального выгорания родителей, сплочению семьи и сближению с ребенком, принятию его с имеющимися особенностями здоровья.
Специалистами разработаны и реализуются программы обучения членов семей с учетом индивидуальных потребностей семей, возрастных, физических и психических особенностей детей. Группы родителей набираются профильные: по возрасту, диагнозу ребенка-инвалида. Для семей, проживающих в районе, Школа ухода организуется с выездом специалистов в населенный пункт.
Обучение в Школе предусматривает индивидуальные и групповые занятия с родителями (законными представителями), членами семьи ребенка-инвалида в соответствии с годовым тематическим планом, утвержденным директором Учреждения. Занятия проводятся как для родителей (законных представителей, так и совместно с детьми-инвалидами (в паре родитель-ребенок).
План занятий на 2020 год:
Сентябрь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих диагноз РАС.
Октябрь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения.
План занятий на 2021 год:
Январь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих диагноз ДЦП и НОДА.
Апрель: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения.
Октябрь: Папа может все что угодно - цикл занятий для пап детей-инвалидов.
Декабрь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих диагноз РАС.
План занятий на 2022 год:
Январь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Август: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения.
Октябрь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих диагноз РАС.
В целях обеспечения эффективности деятельности Школы количество одновременно обучающихся в ней граждан не превышает 10 человек.
Занятия в Школе проводятся в виде практических и теоретических занятий, продолжительность 1 занятия – до 1 часа, продолжительность курса обучения – от 3-х до 5 занятий.
Занятия проходят в форме тренингов, мастер-классов, практикумов, круглого стола. Специалисты знакомят родителей не только с упражнениями, которые способствуют развитию ребенка в домашних условиях, но и способами снятия эмоционального напряжения. Программа занятий включает в себя вопросы воспитания, поощрений и запретов и обмен опытом воспитания и реабилитации детей. Родители обсуждают проблемы, которые возникают при воспитании особенного ребёнка и способов их решения.
Организаторы школы стараются организовать максимально комфортную среду для занятий, включая волшебство сенсорной комнаты ароматный кофе и пр.
Информация о Школе размещается Учреждением на информационных стендах, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, публикуется в средствах массовой информации, распространяется посредством выпущенных Учреждением буклетов.
https://центр-родник.рф/uslugi/uslugi-detyam-invalidam/
Мониторинг деятельности Школы реабилитации и ухода показывает ее востребованность и эффективность. Родители доверяют специалистам, идут на контакт, получают необходимую консультативную и практическую помощь.
Увеличивается количество семей, давших согласие на сопровождение. Причем, за помощью к специалистам центра обращаются семьи, которые не состоят на сопровождении в центре, зная, что им не откажут в помощи. Организация Школы реабилитации и ухода способствует не только просвещению родителей в вопросах общения и развития ребенка-инвалида. Занятия помогают родителям найти ответы на многие вопросы, обменяться опытом воспитания и ухода с другими родителями, обрести новые социальные связи. Создание комфортной среды общения способствует снятию эмоционального напряжения, профилактике эмоционального выгорания родителей, сближению с ребенком.
Первые занятия в Школе реабилитации и ухода прошли в сентябре 2020 года. За 2,5 года Школу посетило 32 семьи. После занятий, родители более охотно идут на контакт, обращаются за консультативной помощью
1. Разработка Положения об организации деятельности Школы реабилитации и ухода в отделении помощи семье и детям. 2. Создание программы Школы реабилитации и ухода. 3. Разработка буклета «Школа реабилитации и ухода». 4. Определение групп родителей для проведения занятий (мониторинг возрастных данных, диагнозов и наиболее часто задаваемых родителями вопросов). 5. Создание тематического плана на 2020 год. 6. Анализ деятельности Школы реабилитации и ухода, разработка планов на текущий год.
Необходимость психосоциальной, педагогической работы с семьей ребенка-инвалида определяется тем, что любое заболевание ребенка протекает в семейном поле. Состояние этого поля может ускорить процесс выздоровления и адаптации, либо препятствовать ему. Семьи, имеющие детей-инвалидов, нередко испытывают психологическую дезадаптацию, живут замкнуто, практически находясь в социальной изоляции, с другой стороны, дети с нарушением развития в силу основного заболевания имеют, как правило, дефицит внимания, трудности в принятии существующих в обществе границ и правил, не умеют общаться со сверстниками. Школа реабилитации и ухода - одна из эффективных форм психосоциальной и педагогической помощи детям, нуждающимся в социальном сопровождении. Родители приобретают опыт социально-реабилитационной работы со своими детьми, дети чувствуют свою значимость, укрепляются внутрисемейные отношения, занятия способствуют созданию обстановки психо-эмоционального комфорта. Как показывает опыт, благоприятный терапевтический эффект на семьи, имеющие детей с особенностями развития, оказывает обмен опытом, контакты с людьми, имеющими аналогичные проблемы. Моральная поддержка позволяет родителям избавиться от чувства одиночества, ненужности и незащищенности. Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безвыходные. Это, в свою очередь, снижает вероятность психологического отвержения больного ребенка. Работа Школы реабилитации и ухода для родителей позволит повысить родительскую компетенцию в вопросах воспитания и обучения детей, их правовую грамотность и информационную осведомленность, что приведет к повышению эффективности реабилитационной помощи детям, и в целом поможет улучшить качество жизни детей с нарушениями развития, а также членов их семей, и, как следствие, улучшается физическое и психическое состояние здоровья детей-инвалидов. Таким образом, реализация данной практики решает ряд важнейших социальных задач, направленных на профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности у детей, оптимальное развитие и адаптацию детей, сохранение семьи, охрану и поддержку материнства, интеграцию семьи и ребенка в общество.
Ресурсное обеспечение практики
Положение об организации деятельности «Школы реабилитации и ухода» в отделении помощи семье и детям (Приказ по ГБУ Амурской области «Зейский КЦСОН «Родник» от 27 апреля 2020 года № 145-од); «Школа реабилитации и ухода» - Программа по повышению компетенций и приобретению новых навыков родителями детей-инвалидов (2020 год); Кадровое обеспечение: Служба дневного пребывания несовершеннолетних (специалисты по социальной работе, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, психолог), специалист по работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Материально-техническая база учреждения: сенсорное, игровое, мультимедийное оборудование, пункт проката технических средств реабилитации, кабинет адаптивной физкультуры.
В рамках заключенных Соглашений о сотрудничестве, которые включают в том числе работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» Отдел образования администрации города Зея,Детская поликлиника; К проведению Школы с участием пап детей-инвалидов привлекались специалисты Дома детского творчества «Ровесник» (столярная мастерская)
Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Зейский комплексный центр социального обслуживания населения «Родник»
Адрес (юридический/фактический)
676246 г. Зея, ул. Октябрьская,7
Директор Фида Людмила Владимировна, телефон, факс (4162) 2-49-53, 8 914 560 0578
Директор Фида Людмила Владимировна, телефон, факс (4162) 2-49-53, 8 914 560 0578