загрузка...

Виртуальная выставочная площадка

 
Cубъект РФ, МО, Организация
Наименование практики
Школа реабилитации и ухода
Номинация
География реализации практики
г.Зея и Зейский район Амурской области, ГБУ Амурской области «Зейский КЦСОН «Родник»
Период внедрения практики
С 2020 года по настоящее время
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Комплекс мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания, на 2020-2021 годы
Целевые группы
дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в семьях (в том числе замещающих); родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Развитие родительских компетенций в проведении доступных реабилитационных мероприятий дома, обучению навыкам ухода за детьми и общения с ними. В ходе работы с родителями (законными представителями) оказывается помощь в определении роли семьи (как первоисточника социализации ребенка) в воспитании ребенка, понимания важности повседневной реабилитационной работы с ребенком, в том числе создании условий, позволяющих ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Повышение уровня жизнестойкости и стрессоустойчивости родителей, укрепление морального и психологического климата в таких семьях. Предоставление необходимой информации о правах и льготах, об имеющихся в городе реабилитационных учреждениях и оказываемых реабилитационных услугах. Создание условий для успешной интеграции семей с детьми-инвалидами в социальное общество. Преодоление изолированности и замкнутости семей целевой группы.
Цель практики
Помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в предоставлении информационной поддержки, освоении ими базовых навыков для самостоятельной повседневной реабилитационной деятельности, профилактике эмоционального выгорания
Задачи
1. Обучение родителей (законных представителей), членов семей детей-инвалидов: организации оптимальной физической и социальной среды для жизни и развития ребенка-инвалида; профилактике вторичных нарушений у детей-инвалидов, не имеющих возможности самостоятельно изменить положение тела; базовым навыкам коммуникации с ребенком-инвалидом; навыкам ухода (правилам гигиенического ухода, кормления, одевания-раздевания) за детьми-инвалидами, организации повседневной двигательной активности ребенка-инвалида; организации безопасного перемещения ребенка-инвалида; организации занятости ребенка-инвалида; правильному подбору и использованию технических средств реабилитации. 2. Формирование навыков социальной активности у родителей (законных представителей), членов семьи ребенка-инвалида. 3. Оказание психологической поддержки родителям (законным представителям), профилактика эмоционального выгорания. 4. Расширение охвата социальным обслуживанием детей-инвалидов, не интегрированных в социум.
Краткое описание практики
На территории города Зеи и Зейского района проживает 140 семей, в которых воспитывается 151 ребенок-инвалид. Большинство семей нуждаются в педагогической, социальной, психологической поддержке. Семья является самым эффективным средством реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, столкнувшись с возникающими проблемами в связи с рождением ребенка-инвалида, большинство семей не готовы к оказанию помощи своим детям. Родители растеряны, не имеют достаточной информации по ведению реабилитационных мероприятий и, часто, сами нуждаются в психологической и социальной поддержке. Организация Школы реабилитации и ухода способствует не только просвещению родителей в вопросах общения и развития ребенка-инвалида, но и снятию эмоционального напряжения, профилактике эмоционального выгорания родителей, сплочению семьи и сближению с ребенком, принятию его с имеющимися особенностями здоровья. Специалистами разработаны и реализуются программы обучения членов семей с учетом индивидуальных потребностей семей, возрастных, физических и психических особенностей детей. Группы родителей набираются профильные: по возрасту, диагнозу ребенка-инвалида. Для семей, проживающих в районе, Школа ухода организуется с выездом специалистов в населенный пункт. Обучение в Школе предусматривает индивидуальные и групповые занятия с родителями (законными представителями), членами семьи ребенка-инвалида в соответствии с годовым тематическим планом, утвержденным директором Учреждения. Занятия проводятся как для родителей (законных представителей, так и совместно с детьми-инвалидами (в паре родитель-ребенок). План занятий на 2020 год: Сентябрь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих диагноз РАС. Октябрь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения. План занятий на 2021 год: Январь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих диагноз ДЦП и НОДА. Апрель: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения. Октябрь: Папа может все что угодно - цикл занятий для пап детей-инвалидов. Декабрь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих диагноз РАС. План занятий на 2022 год: Январь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного возраста. Август: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения. Октябрь: Цикл занятий с родителями детей-инвалидов, имеющих диагноз РАС. В целях обеспечения эффективности деятельности Школы количество одновременно обучающихся в ней граждан не превышает 10 человек. Занятия в Школе проводятся в виде практических и теоретических занятий, продолжительность 1 занятия – до 1 часа, продолжительность курса обучения – от 3-х до 5 занятий. Занятия проходят в форме тренингов, мастер-классов, практикумов, круглого стола. Специалисты знакомят родителей не только с упражнениями, которые способствуют развитию ребенка в домашних условиях, но и способами снятия эмоционального напряжения. Программа занятий включает в себя вопросы воспитания, поощрений и запретов и обмен опытом воспитания и реабилитации детей. Родители обсуждают проблемы, которые возникают при воспитании особенного ребёнка и способов их решения. Организаторы школы стараются организовать максимально комфортную среду для занятий, включая волшебство сенсорной комнаты ароматный кофе и пр. Информация о Школе размещается Учреждением на информационных стендах, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, публикуется в средствах массовой информации, распространяется посредством выпущенных Учреждением буклетов. https://центр-родник.рф/uslugi/uslugi-detyam-invalidam/
Социальные результаты
Мониторинг деятельности Школы реабилитации и ухода показывает ее востребованность и эффективность. Родители доверяют специалистам, идут на контакт, получают необходимую консультативную и практическую помощь. Увеличивается количество семей, давших согласие на сопровождение. Причем, за помощью к специалистам центра обращаются семьи, которые не состоят на сопровождении в центре, зная, что им не откажут в помощи. Организация Школы реабилитации и ухода способствует не только просвещению родителей в вопросах общения и развития ребенка-инвалида. Занятия помогают родителям найти ответы на многие вопросы, обменяться опытом воспитания и ухода с другими родителями, обрести новые социальные связи. Создание комфортной среды общения способствует снятию эмоционального напряжения, профилактике эмоционального выгорания родителей, сближению с ребенком. Первые занятия в Школе реабилитации и ухода прошли в сентябре 2020 года. За 2,5 года Школу посетило 32 семьи. После занятий, родители более охотно идут на контакт, обращаются за консультативной помощью
Этапы внедрения практики
1. Разработка Положения об организации деятельности Школы реабилитации и ухода в отделении помощи семье и детям. 2. Создание программы Школы реабилитации и ухода. 3. Разработка буклета «Школа реабилитации и ухода». 4. Определение групп родителей для проведения занятий (мониторинг возрастных данных, диагнозов и наиболее часто задаваемых родителями вопросов). 5. Создание тематического плана на 2020 год. 6. Анализ деятельности Школы реабилитации и ухода, разработка планов на текущий год.
Социальная значимость
Необходимость психосоциальной, педагогической работы с семьей ребенка-инвалида определяется тем, что любое заболевание ребенка протекает в семейном поле. Состояние этого поля может ускорить процесс выздоровления и адаптации, либо препятствовать ему. Семьи, имеющие детей-инвалидов, нередко испытывают психологическую дезадаптацию, живут замкнуто, практически находясь в социальной изоляции, с другой стороны, дети с нарушением развития в силу основного заболевания имеют, как правило, дефицит внимания, трудности в принятии существующих в обществе границ и правил, не умеют общаться со сверстниками. Школа реабилитации и ухода - одна из эффективных форм психосоциальной и педагогической помощи детям, нуждающимся в социальном сопровождении. Родители приобретают опыт социально-реабилитационной работы со своими детьми, дети чувствуют свою значимость, укрепляются внутрисемейные отношения, занятия способствуют созданию обстановки психо-эмоционального комфорта. Как показывает опыт, благоприятный терапевтический эффект на семьи, имеющие детей с особенностями развития, оказывает обмен опытом, контакты с людьми, имеющими аналогичные проблемы. Моральная поддержка позволяет родителям избавиться от чувства одиночества, ненужности и незащищенности. Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безвыходные. Это, в свою очередь, снижает вероятность психологического отвержения больного ребенка. Работа Школы реабилитации и ухода для родителей позволит повысить родительскую компетенцию в вопросах воспитания и обучения детей, их правовую грамотность и информационную осведомленность, что приведет к повышению эффективности реабилитационной помощи детям, и в целом поможет улучшить качество жизни детей с нарушениями развития, а также членов их семей, и, как следствие, улучшается физическое и психическое состояние здоровья детей-инвалидов. Таким образом, реализация данной практики решает ряд важнейших социальных задач, направленных на профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности у детей, оптимальное развитие и адаптацию детей, сохранение семьи, охрану и поддержку материнства, интеграцию семьи и ребенка в общество.
Ресурсное обеспечение практики
Положение об организации деятельности «Школы реабилитации и ухода» в отделении помощи семье и детям (Приказ по ГБУ Амурской области «Зейский КЦСОН «Родник» от 27 апреля 2020 года № 145-од); «Школа реабилитации и ухода» - Программа по повышению компетенций и приобретению новых навыков родителями детей-инвалидов (2020 год); Кадровое обеспечение: Служба дневного пребывания несовершеннолетних (специалисты по социальной работе, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, психолог), специалист по работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Материально-техническая база учреждения: сенсорное, игровое, мультимедийное оборудование, пункт проката технических средств реабилитации, кабинет адаптивной физкультуры.
Организации — партнеры
В рамках заключенных Соглашений о сотрудничестве, которые включают в том числе работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» Отдел образования администрации города Зея,Детская поликлиника; К проведению Школы с участием пап детей-инвалидов привлекались специалисты Дома детского творчества «Ровесник» (столярная мастерская)
Название организации
Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Зейский комплексный центр социального обслуживания населения «Родник»
Адрес (юридический/фактический)
676246 г. Зея, ул. Октябрьская,7
Руководитель организации
Директор Фида Людмила Владимировна, телефон, факс (4162) 2-49-53, 8 914 560 0578
Контактное лицо
Директор Фида Людмила Владимировна, телефон, факс (4162) 2-49-53, 8 914 560 0578
Электронная почта
kcson_rodnik@amurszn.ru
Сайт
центр-родник.рф
Социальные сети
Фото материалы