загрузка...

Виртуальная выставочная площадка

 
Cубъект РФ, МО, Организация
Наименование практики
Народное искусство и культурное наследие как способ профилактики интернет-зависимости подростков
Номинация
География реализации практики
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района». с.Витовка Почепского района Брянской области
Период внедрения практики
декабрь 2021 – июнь 2022 года
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Самостоятельный познавательно-творческий проект по дополнительному образованию подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Целевые группы
Воспитанники стационарного отделения ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района» в возрасте 12-17 лет
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Говоря о современном обществе, многие высказываются о кризисе, который охватил многие его стороны: экономическую, политическую, социальную и духовную. Мы живем в эпоху глобальных перемен. С одной стороны изменения — это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразной. С другой стороны — вместе с этим, незаметно утрачиваются, изменяются основные, базовые ценности. Так, например, мы можем говорить о том, что в современном обществе теряется историческая преемственность с прошлым, подрастающему поколению не передаются семейные традиции, гедонизм становится нормой жизни, утрачивается чувство патриотизма, как одной из духовно-нравственных ценностей нашего народа. В последние годы популярные социальные сети отнимают у подростков все больше и больше времени каждый день. Больше всего зависимости от гаджетов подвержены дети из «проблемных» семей. Виртуальный компьютерный мир, в который погружается ребенок, лишает его живого общения с другими людьми и общения с природой, нарушает естественное становление эмоциональной сферы, препятствует духовно-нравственному становлению личности. Таким образом, не только оказывает отрицательное влияние влияния на психику детей, но и наносит урон их духовной жизни. Кроме того сформированная в виртуальной среде личность тонет в потоках разнообразной информации, дезориентирована и дезорганизована, так как в процессе своего развития индивид был оторван от национальных корней, лишен нравственных ориентиров. Жизнь подрастающего поколения без опоры на русские традиции делает его неустойчивым и беззащитным перед многими информационными атаками, которые все чаще и чаще случаются в современном пространстве.
Цель практики
Оградить воспитанников от негативного влияния интернета посредством приобщения к русским народным традициям и культуре.
Задачи
1. Учить подростков использовать интернет-ресурсы с пользой, для поиска информации по теме проекта; 2. Познакомить подростков с русским народным декоративно - прикладным искусством; 3. Расширять представления о традициях, обычаях и искусстве народов России; 4. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, и гордиться культурным наследием русского народа.
Краткое описание практики
Чтобы уберечь подростков от негативного воздействия мобильных устройств специалисты рекомендуют вовлекать детей в интересную деятельность, а интернет-ресурсы использовать с пользой. Одним из способов профилактики интернет-зависимости является воспитание молодого поколения на основе национальных традиций. Тогда ребенок не будет теряться в информационном пространстве, а из компьютерных технологий будет извлекать пользу, а не вред. Способы приобщения к русским традициям просты: знакомство с фольклором (сказками, пословицами, поговорками, песнями) и историей русского народа. Большое значение имеют занятия различными формами народного творчества: декоративно-прикладным, песенным, танцевальным. Особенно активно приобщение к русским традициям происходит при проведении и участии в традиционных народных праздниках: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы и других. Содержание данного проекта включает систему познавательных занятий, практических работ, экскурсий, встреч, акций, выставок, мастер-классов, фольклорных постановок, открытых мероприятий и праздников, которые сопровождаются поисковой и исследовательской деятельностью подростков. В результате участия в проекте воспитанники знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, историей праздников, русскими народным фольклором, традициями и обычаями русского народа. Приобщаются к истокам традиционной культуры, учатся понимать и принимать народные промыслы и изготавливать предметы прикладного творчества. Активно участвуют в фольклорных постановках, развлечениях, играх и праздниках. Особенность данного проекта заключается в том, что деятельность по приобщению к русским традициям и культуре происходит в условиях, приближенных к действительным. (Учреждение находится в сельской местности, где до сих пор сохранились культурные традиции, материальные и духовные ценности русского народа. Содержание проекта включает в себя 4 раздела: 1. Раздел «Из старины глубокой» Задачи: познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа. 2. Раздел «Прикладное творчество» Задачи: приобщать воспитанников к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России 3. Раздел «Народный фольклор и праздники» Задачи: Знакомить с народными традициями, играми и праздниками, с различными образцами русского народного фольклора, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для подростков; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу; 4. 4. Раздел «Работа с семьей» Задачи: сохранение семейных ценностей посредством приобщения родителей воспитанников к русской народной культуре. https://csp26.uszn032.ru/news/32816/ https://csp26.uszn032.ru/news/33227/ https://csp26.uszn032.ru/news/33549/ https://csp26.uszn032.ru/news/33762/ https://csp26.uszn032.ru/news/34747/ https://csp26.uszn032.ru/news/34778/ https://csp26.uszn032.ru/news/34789/ https://csp26.uszn032.ru/news/34791/ https://csp26.uszn032.ru/news/35029/ https://csp26.uszn032.ru/news/35388/ https://csp26.uszn032.ru/news/35440/
Социальные результаты
В стационарном отделении помощи семье и детям психологом было проведено анкетирование среди 18 воспитанников 12-17 лет «Чем я занят в интернете», в результате чего выяснилось, что основное время в интернете воспитанники играют в игры, смотрят видео, фото, общаются с друзьями. Меньше всего времени дети используют интернет для учебы, для поиска полезной информации. Из беседы с воспитанниками отделения выяснилось, что дети мало знают о культурном наследии русского народа и его традициях, мало знакомы с русским народным фольклором. Во время участия в мероприятиях в рамках проекта подростки были вовлечены в познавательную, творческую и поисковую деятельность. Наблюдения педагогов за жизнедеятельностью подростков в Учреждении в процессе внедрения проекта показало, что активное участие в мероприятиях в рамках проекта отвлекает подростков от мобильных устройств и их нерационального использования. Воспитанники стали использовать свободное время для нахождения информации по теме проекта в сети интернет. Играют в игры-74% Смотрят видео,картинки,фото-71% Общаются с друзьями-68% Смотрят фильмы и сериалы.Слушают музыку-62% Готовятся к учебе-51% Читают и смотрят посты, видео с блогерами-47% Смотрят стримы компьютерных игр- 38% Читают новости,статьи,блоги -17% Делают покупки-9%
Этапы внедрения практики
1 этап – подготовительный (поисково-аналитический) с 15 декабря 2021 года по 15 января 2022 года 1. Разработка проекта «Народное искусство и культурное наследие как способ профилактики интернет-зависимости подростков» 2. Изучение литературы по теме проекта. 3. Подбор материала для развития творчества детей 4. Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта 5. Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности 6. Составление плана реализации проекта 7. Организация предметно – развивающей среды в Центре, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта. 2 этап – основной (практический) с 15 января 2022 года по 15 июня 2022 года; 7.Организация мероприятий в рамках проекта, организация непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитанников; привлечение педагогов, мастеров, сотрудников, жителей села к реализации проекта.  3 этап – заключительный Создание видео-клипов, фото презентации. Презентация проекта.
Социальная значимость
Социальные сети уже вошли у детей в привычку, и их влияние сложно переоценить: 92% подростков общаются в различных мессенджерах ежедневно, а проблема подростковой зависимости от социальных сетей беспокоит родителей и педагогов уже два десятилетия. Желание самоутвердиться, отсутствие реального жизненного опыта, психологические травмы и неблагоприятное окружение - все это повышает риск зависимости детей от социальных сетей, которую ВОЗ уже признала психологическим расстройством. Дети, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, социальные сети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды. А избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Приобщение подростков к русским народным традициям и культуре помогает оградить воспитанников от негативного влияния интернета и является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Поэтому, воспитание гражданина, знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народное искусство, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетические ценности и является частью его истории.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые: создание творческой группы педагогов для реализации проекта Информационные ресурсы: интернет-порталы, методическая литература, сайт Учреждения, формирование банка данных по реализации проекта.  Учебно-методические ресурсы: разработка планирования, методических материалов (конспектов занятий, сценариев праздников, наглядного материала) Материально-технические ресурсы: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, аудиоаппаратура. Финансовые: спонсорская помощь
Организации — партнеры
ЦДТ «Успех» г.Почеп МБДОУ детский сад «Колокольчик» Народный мастер Беликова Мария Максимовна (г. Почеп) Жители села Витовка
Название организации
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района "
Адрес (юридический/фактический)
243400, Брянская обл., г. Почеп, ул. Кирова, д. 9 Почепский р-н, с.Витовка, ул. Почепская
Руководитель организации
Томилин Игорь Николаевич 8 (48345) 3-19-74
Контактное лицо
Томилина Ольга Викторовна – педагог ДО 89065014880
Электронная почта
poch.rc@mail.ru
Социальные сети
Фото материалы