Cубъект РФ, МО, Организация
Народное искусство и культурное наследие как способ профилактики интернет-зависимости подростков
География реализации практики
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района». с.Витовка Почепского района Брянской области
Период внедрения практики
декабрь 2021 – июнь 2022 года
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Самостоятельный познавательно-творческий проект по дополнительному образованию подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Воспитанники стационарного отделения ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района» в возрасте 12-17 лет
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Говоря о современном обществе, многие высказываются о кризисе, который охватил многие его стороны: экономическую, политическую, социальную и духовную. Мы живем в эпоху глобальных перемен. С одной стороны изменения — это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразной. С другой стороны — вместе с этим, незаметно утрачиваются, изменяются основные, базовые ценности. Так, например, мы можем говорить о том, что в современном обществе теряется историческая преемственность с прошлым, подрастающему поколению не передаются семейные традиции, гедонизм становится нормой жизни, утрачивается чувство патриотизма, как одной из духовно-нравственных ценностей нашего народа.
В последние годы популярные социальные сети отнимают у подростков все больше и больше времени каждый день. Больше всего зависимости от гаджетов подвержены дети из «проблемных» семей.
Виртуальный компьютерный мир, в который погружается ребенок, лишает его живого общения с другими людьми и общения с природой, нарушает естественное становление эмоциональной сферы, препятствует духовно-нравственному становлению личности. Таким образом, не только оказывает отрицательное влияние влияния на психику детей, но и наносит урон их духовной жизни.
Кроме того сформированная в виртуальной среде личность тонет в потоках разнообразной информации, дезориентирована и дезорганизована, так как в процессе своего развития индивид был оторван от национальных корней, лишен нравственных ориентиров.
Жизнь подрастающего поколения без опоры на русские традиции делает его неустойчивым и беззащитным перед многими информационными атаками, которые все чаще и чаще случаются в современном пространстве.
Оградить воспитанников от негативного влияния интернета посредством приобщения к русским народным традициям и культуре.
1. Учить подростков использовать интернет-ресурсы с пользой, для поиска информации по теме проекта;
2. Познакомить подростков с русским народным декоративно - прикладным искусством;
3. Расширять представления о традициях, обычаях и искусстве народов России;
4. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, и гордиться культурным наследием русского народа.
Краткое описание практики
Чтобы уберечь подростков от негативного воздействия мобильных устройств специалисты рекомендуют вовлекать детей в интересную деятельность, а интернет-ресурсы использовать с пользой.
Одним из способов профилактики интернет-зависимости является воспитание молодого поколения на основе национальных традиций. Тогда ребенок не будет теряться в информационном пространстве, а из компьютерных технологий будет извлекать пользу, а не вред.
Способы приобщения к русским традициям просты: знакомство с фольклором (сказками, пословицами, поговорками, песнями) и историей русского народа. Большое значение имеют занятия различными формами народного творчества: декоративно-прикладным, песенным, танцевальным. Особенно активно приобщение к русским традициям происходит при проведении и участии в традиционных народных праздниках: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы и других.
Содержание данного проекта включает систему познавательных занятий, практических работ, экскурсий, встреч, акций, выставок, мастер-классов, фольклорных постановок, открытых мероприятий и праздников, которые сопровождаются поисковой и исследовательской деятельностью подростков.
В результате участия в проекте воспитанники знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, историей праздников, русскими народным фольклором, традициями и обычаями русского народа. Приобщаются к истокам традиционной культуры, учатся понимать и принимать народные промыслы и изготавливать предметы прикладного творчества. Активно участвуют в фольклорных постановках, развлечениях, играх и праздниках.
Особенность данного проекта заключается в том, что деятельность по приобщению к русским традициям и культуре происходит в условиях, приближенных к действительным. (Учреждение находится в сельской местности, где до сих пор сохранились культурные традиции, материальные и духовные ценности русского народа.
Содержание проекта включает в себя 4 раздела:
1. Раздел «Из старины глубокой»
Задачи: познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа.
2. Раздел «Прикладное творчество»
Задачи: приобщать воспитанников к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России
3. Раздел «Народный фольклор и праздники»
Задачи: Знакомить с народными традициями, играми и праздниками, с различными образцами русского народного фольклора, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для подростков; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
4. 4. Раздел «Работа с семьей»
Задачи: сохранение семейных ценностей посредством приобщения родителей воспитанников к русской народной культуре.
https://csp26.uszn032.ru/news/32816/
https://csp26.uszn032.ru/news/33227/
https://csp26.uszn032.ru/news/33549/
https://csp26.uszn032.ru/news/33762/
https://csp26.uszn032.ru/news/34747/
https://csp26.uszn032.ru/news/34778/
https://csp26.uszn032.ru/news/34789/
https://csp26.uszn032.ru/news/34791/
https://csp26.uszn032.ru/news/35029/
https://csp26.uszn032.ru/news/35388/
https://csp26.uszn032.ru/news/35440/
В стационарном отделении помощи семье и детям психологом было проведено анкетирование среди 18 воспитанников 12-17 лет «Чем я занят в интернете», в результате чего выяснилось, что основное время в интернете воспитанники играют в игры, смотрят видео, фото, общаются с друзьями. Меньше всего времени дети используют интернет для учебы, для поиска полезной информации.
Из беседы с воспитанниками отделения выяснилось, что дети мало знают о культурном наследии русского народа и его традициях, мало знакомы с русским народным фольклором.
Во время участия в мероприятиях в рамках проекта подростки были вовлечены в познавательную, творческую и поисковую деятельность. Наблюдения педагогов за жизнедеятельностью подростков в Учреждении в процессе внедрения проекта показало, что активное участие в мероприятиях в рамках проекта отвлекает подростков от мобильных устройств и их нерационального использования. Воспитанники стали использовать свободное время для нахождения информации по теме проекта в сети интернет.
Играют в игры-74%
Смотрят видео,картинки,фото-71%
Общаются с друзьями-68%
Смотрят фильмы и сериалы.Слушают музыку-62%
Готовятся к учебе-51%
Читают и смотрят посты, видео с блогерами-47%
Смотрят стримы компьютерных игр- 38%
Читают новости,статьи,блоги -17%
Делают покупки-9%
1 этап – подготовительный (поисково-аналитический) с 15 декабря 2021 года по 15 января 2022 года 1. Разработка проекта «Народное искусство и культурное наследие как способ профилактики интернет-зависимости подростков» 2. Изучение литературы по теме проекта. 3. Подбор материала для развития творчества детей 4. Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта 5. Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности 6. Составление плана реализации проекта 7. Организация предметно – развивающей среды в Центре, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта. 2 этап – основной (практический) с 15 января 2022 года по 15 июня 2022 года; 7.Организация мероприятий в рамках проекта, организация непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитанников; привлечение педагогов, мастеров, сотрудников, жителей села к реализации проекта. 3 этап – заключительный Создание видео-клипов, фото презентации. Презентация проекта.
Социальные сети уже вошли у детей в привычку, и их влияние сложно переоценить: 92% подростков общаются в различных мессенджерах ежедневно, а проблема подростковой зависимости от социальных сетей беспокоит родителей и педагогов уже два десятилетия. Желание самоутвердиться, отсутствие реального жизненного опыта, психологические травмы и неблагоприятное окружение - все это повышает риск зависимости детей от социальных сетей, которую ВОЗ уже признала психологическим расстройством. Дети, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, социальные сети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды. А избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Приобщение подростков к русским народным традициям и культуре помогает оградить воспитанников от негативного влияния интернета и является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Поэтому, воспитание гражданина, знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народное искусство, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетические ценности и является частью его истории.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые: создание творческой группы педагогов для реализации проекта Информационные ресурсы: интернет-порталы, методическая литература, сайт Учреждения, формирование банка данных по реализации проекта. Учебно-методические ресурсы: разработка планирования, методических материалов (конспектов занятий, сценариев праздников, наглядного материала) Материально-технические ресурсы: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, аудиоаппаратура. Финансовые: спонсорская помощь
ЦДТ «Успех» г.Почеп МБДОУ детский сад «Колокольчик» Народный мастер Беликова Мария Максимовна (г. Почеп) Жители села Витовка
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района "
Адрес (юридический/фактический)
243400, Брянская обл., г. Почеп, ул. Кирова, д. 9 Почепский р-н, с.Витовка, ул. Почепская
Томилин Игорь Николаевич 8 (48345) 3-19-74
Томилина Ольга Викторовна – педагог ДО 89065014880