Cубъект РФ, МО, Организация
«Формула будущего» - внедрение современных эффективных моделей и инновационных подходов в работе с детьми, находящимися в конфликте с законом в городе Челябинске, профилактика повторных правонарушений
География реализации практики
Челябинский городской округ
Период внедрения практики
С 2019 года по настоящее время
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Практика разработана в рамках проведения конкурсного отбора инновационных социальных проектов муниципальных образований по развитию эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, по тематической направленности: «Содействие продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом».
Несовершеннолетние в возрасте от 13 до 16 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, склонные к совершению правонарушений и состоящие на различных видах профилактического учета, а также ближайшее социально значимое окружение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом (родители, близкие родственники, педагоги и.т.п.).
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Одной из серьезных социальных проблем российского общества является проблема подростковой девиантности. Статистика за последнее десятилетие показывает, что количество правонарушений, совершенных подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, неуклонно возрастает. Челябинская область входит в пятерку неблагополучных регионов Российской Федерации по количеству преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Несмотря на оказание социального и психолого-педагогического сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, количество несовершеннолетних, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, возрастает. Среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Проблема подростковой преступности, рост преступлений среди несовершеннолетних и в отношении них, требует поиска эффективных подходов к организации профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах профилактического учета. Проект направлен на преодоление негативных факторов, способствующих правонарушениям в процессе формирования подростков, на повышение уровня сознательности и организованности молодежи.
По итогам 2021 года на территории города Челябинск на 20% увеличилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними; на 150 % увеличилось количество преступлений, совершенных условно осужденными несовершеннолетними; на 86 % увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления в период нахождения под следствием. В ходе реализации практики затрагивается широкий спектр тем, касающихся различных сфер жизни подростка: межличностное общение, общественные стереотипы и их влияние на качество жизни, поведенческие особенности, репродуктивное здоровье. Создаются условия для формирования жизненных навыков, ценностей, ориентированных на здоровый образ жизни, ответственное отношение к себе и окружающим. Формируется уважительное и ответственное отношение к труду.
Организация комплексной реабилитации и дальнейшей социализации несовершеннолетних подростков города Челябинска, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета, профилактика рецидивов девиантного поведения несовершеннолетних средствами нарративной психологии и нарративной медиации.
1. Внедрение модели организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и алгоритма координации межведомственной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков;
2. Осуществление формирования у несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета, социально приемлемых, адаптивных моделей поведения, образа жизни, предоставляющих возможности для реализации их личностного потенциала;
3. Организация деятельности по гармонизации межличностных отношений в семьях несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета, средствами нарративной медиации, в том числе проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам выхода из трудной жизненной ситуации;
4. Совершенствование навыков конструктивного взаимодействия сотрудников социальных служб, педагогов и специалистов образовательных организаций, оказывающих социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних подростков, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета.
5. Профессиональная ориентация и трудовая адаптация несовершеннолетних, формирование у целевой группы подростков мотивации к освоению профессии и дельнейшей профессиональной деятельности.
Краткое описание практики
В рамках реализации проекта осуществляются мероприятия, направленные на развитие социальных и бытовых навыков к самостоятельной жизни, на повышение уровня знаний по преодолению жизненных и финансовых трудностей, на развитие умений выстраивать отношения с социумом, принимать решения, ответственное отношение к своей жизни, воспитание осознанного отношения к будущему родительству и профилактику вторичного сиротства.
Проект ориентирован на разрешение актуальной на сегодняшний день проблемы: роста числа несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета в городе Челябинске.
В этой связи профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна обеспечить решение общих задач социализации и воспитания взрослеющей личности, использующей средства и возможности образовательных организаций, культурных и общественно-государственных учреждений. Организация комплектного подхода к профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в рамках данного проекта направлена на:
- обеспечение сотрудничества МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска», социальных служб, культурных, образовательных, научных центров, общественно-государственных организаций в планировании, организации и содержании профилактической деятельности;
- использование критериев оценки профилактической деятельности с вышеуказанными организациями;
- профессиональную подготовку специалистов, способных оказывать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, испытывающим трудности в социальной адаптации (находящимся в трудной жизненной ситуации и склонных к девиантному поведению);
- организацию правового просвещения несовершеннолетних и их семей;
- организацию непрерывного информационного взаимодействия между всеми субъектами профилактики с целью осуществления мониторинга эффективности профилактической деятельности.
Ключевые элементы (мероприятия) практики:
1) Разработка и реализация модели организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и алгоритма координации деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, социальных служб, педагогической и родительской общественности по профилактике девиантного поведения подростков
2) Реализация индивидуальных и групповых программ психологической реабилитации несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, с элементами нарративных практик, арт терапии, когнитивной и поведенческой терапии
3) Ведение в ВК, Блогов на сайтах по вопросам нарративной психологии, нарративной медиации, развития конфликтологической культуры подростков и их семей
4) Реализация индивидуальных программ по нарративной психологии с подростками с неблагоприятным прогнозом реабилитации
5) Организация и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, повышению гражданской ответственности несовершеннолетних: образовательный туризм, программ «Театр юных сорванцов», реализация программы «Играют дети», проект «Кулинарная география», проект «Тропами Таганая».
6) Реализация семейной программы «Восстановление внутрисемейных отношений»
7) Реализация программы «Нарративная медиация при работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению» для психологов
8) Реализация программ профессионального самоопределения, трудового воспитания и трудовой адаптации несовершеннолетних: профподготовка, профессиональные пробы.
В ходе реализации практики затрагивается широкий спектр тем, касающихся различных сфер жизни человека: межличностное общение, общественные стереотипы и их влияние на качество жизни, поведенческие особенности индивида, репродуктивное здоровье, поло-ролевые взаимоотношения, благополучие и т.д. Несовершеннолетние повышают свои компетенции и уровень знаний по этим темам, у детей повышается уровень самооценки и выработаются полезные и важные жизненные навыки для сохранения благополучия, формируются нравственные качества, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушном поведении, профориентации. Подростки обучаются навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками. Так же 20% подростков по итогам 2021 года пересмотрели свое рискованное поведение в сторону более ответственного и безопасного поведения.
1 этап - 2019 год. Постановка проблемы, цели и задач практики. Разработка материалов практики. 2 этап - 2021-2022 годы . Реализация мероприятий практики. 3 этап – 2023 год Анализ эффективности реализуемых мероприятия и практики. 4 этап – 2023 год. Обобщение опыта реализации практики в методических сборниках, информационных материалов, проведение конференции
В результате реализации программы несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и склонные к девиантному поведению, освоят поведенческие схемы конструктивного, бесконфликтного общения, модели поведения, которые позволят им по возможности избегать конфликта, в частности в ситуациях, связанных с отказом поступать, как все. Психологическое сопровождение подразумевает опору на ресурсы личности несовершеннолетнего (биологические, психологические и социальные). Ожидаемые результаты программы: формирование у несовершеннолетних личностных и поведенческих навыков, позитивных установок к дальнейшей жизни, ориентированных на конструктивные формы поведения, способствующие успешному достижению жизненных целей. Снижение уровня агрессивности, тревожности и иных форм проявления внутренних проблем подростка. Формирование перспективы будущего, уверенности подростка в возможности решения сложных личных проблем, достижения достойного места в обществе.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровое обеспечение: команда проекта состоит из 92 штатных сотрудников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда» города Челябинска и 5 штатных сотрудников муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района города Челябинска», имеющих практический опыт участия в проектной деятельности по работе с несовершеннолетними в конфликте с законом. Учреждения – соисполнители проекта располагаются в отдельно стоящих зданиях, имеющих все необходимые коммуникации, исправную охранную и пожарную сигнализации, у учреждений имеется необходимые для реализации проекта оборудованные игровые и учебные комнаты, материально-технические ресурсы (оргтехника, развивающее, спортивное, сенсорное и специальное оборудование, иные средства). Наличие официальных групп учреждений в социальной сети ВКонтакте. Комплект диагностического инструментария. Нарративная психология. Нарративная медиация. Нарратив - процесс формулирования смысловых и ценностных конструктов путем описания жизненных событий. Основная идея нарративной психологии: осознание смысла жизни личностью через смысл повествуемой им истории. Психологическое содержание нарративного подхода: прояснение личностью для себя значения своей жизни, ценностей, поступков, актуализация их значимости, синхронизация временных смыслов, определение характера и направленности перспективы развития личности. Техники, задействованные в нарративной психологии, способствуют формированию системы ценностно-смысловых ориентаций личности подростков, склонных к деструктивному поведению, различным формам девиаций. Нарративная медиация позволяет осуществить выход несовершеннолетнего из конфликтной ситуации (конфликт с законом) в социально приемлемые нормы, установленные в обществе.
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района города Челябинска» МКУ «Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Тракторозаводского, Ленинского, Курчатовского, Металлургического районов города Челябинска» МКУ «Социальный приют для детей и подростков «Возрождение» Калиниского района г. Челябинска» МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда» города Челябинска ГБУДО«Дворец учащейся молодежи «Смена» учреждения специального профессионального образования города Челябинска
Комитет социальной политики города Челябинска
Адрес (юридический/фактический)
454020, г. Челябинск, ул. Энгельса, 99 в
Мошкова Лариса Николаевна, телефон 8(908)085-83-75
Хмелева Наталья Викторовна, заместитель председателя Комитета телефон 8(908)085-83-28
instagram.com/uszcheladmin