Cубъект РФ, МО, Организация
География реализации практики
Санкт-Петербург (2 центра социальной помощи семье и детям Кировского и Московского районов Санкт-Петербурга,111 муниципальных округов)
Период внедрения практики
С 2022 года
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Самостоятельное решение, не связанное с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
1) Несовершеннолетние матери из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с детьми от 0 до 3-х лет;
2) Наставники – взрослые, имеющие желание и возможность поддерживать молодую маму с ребенком в долгосрочных отношениях (как минимум, в течение одного года)
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблемы н/летних матерей:
инфантилизм, повышенная потребность в любви, связанная с чувством обделенности вниманием и заботой в детстве, сексуальная неразборчивость, эгоцентризм. Низкие навыки планирования, высокий уровень тревоги и агрессии (к себе, миру, ребенку), заниженная самооценка, низкая мотивация к учебе и профессиональному самоопределению. Дефицит эмоциональной отзывчивости, чувствительности; недостаточность для полноценного развития ребенка вербальных и тактильных контактов с ним. Низкий уровень эмпатии, снижение волевых качеств, примитивизм способов получения впечатлений (в основном, смартфон, социальные сети, просмотр коротких видео), ориентированность на потребление, искаженные ценности, отсутствие образования, средств существования, жилья, возможности самостоятельно справляться с уходом за ребенком, конфликт с ближайшим окружением.
Потребности н/летних матерей в безопасности (стабильности, упорядоченности жизненных процессов, независимости, защите, свободе от страха, тревоги), принятии любви, привязанности, уважении, построении доверительных отношений, иметь поддержку, расширении социальных связей, самореализации, самоактуализации.
Проблемы наставников: отсутствие опыта взаимодействия с н/летними матерями.
Потребности наставников: потребность в любви и признании, получение опыта, стремление делиться своими знаниями и навыками
Предотвращение отказов от детей, профилактика «вторичного сиротства»
1) Оказание помощи молодым матерям в их адаптации к новым социальным условиям в связи с рождением ребенка;
2) Помощь в создании условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности матерей с детьми, их интеграции в социуме;
3) Нахождение значимого взрослого – наставника, которому можно доверять, который поддержит в трудную минуту, подскажет как найти выход их трудной жизненной ситуации
Краткое описание практики
В программу наставничества включены:
1) Ознакомительные сессии для потенциальных наставников;
2) Обучающие занятия с выявлением сильных сторон наставников;
3) Совместные мероприятия с наставниками и семьями несовершеннолетних матерей;
4) Консультирование наставников юрисконсультом, специалистом по социальной работе, психологом по вопросам взаимодействия с семьей.
Примерные темы занятий:
1) Социальные нормы и правила;
2) Мотивация на учебу и трудовую деятельность;
3) Общепринятые ценности (забота, честность, ответственность);
4) Социальная компетентность (планирование, принятие решений, навыки межличностных отношений, способы разрешения конфликтных ситуаций);
5) Положительное отношение к себе
(самоконтроль, повышение самооценки, принятие себя и своей социальной роли, положительное видение своего будущего).
С программой «Наставничество» можно ознакомится на сайте www.pomogaemmamam.ru
1) Развитие у молодой матери ответственности, принятие ребенка и материнства;
2) Усвоение семейных традиций, гармонизация детско-родительских отношений;
3) Оптимизация физического и психического развития н/летней матери и ее ребенка;
4) Освоение сценария рационального принятия решений в трудных жизненных ситуациях
1) Информирование целевой аудитории и заинтересованных лиц из числа потенциальных наставников о внедрении практики «Наставничество»; 2) Взаимодействие с заинтересованными участниками (юридические и физические лица); 3) Составление соглашений с участниками практики и целевой группой; 4) Мероприятия по реализации практики. Механизм контроля: обратная связь (анкеты, наличие отзывов и благодарностей, отсутствие жалоб). Мониторинг результатов: анализ эффективности внедрения программы и возможность ее тиражирования
1) Создание для н/летних беременных и молодых матерей в трудной жизненной ситуации (подростковые, семейные трудности, депривация в детско-родительских отношениях, нахождение в учреждениях для детей-сирот) условий, способствующих сохранению беременности и биологической семьи; 2) Изменение сценария девиантного материнства на сценарий позитивного адекватного материнского предназначения; 3) Повышение степени готовности несовершеннолетних матерей выполнять родительские обязанности; 4) Формирование опыта построения доверительных отношений у матерей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 5) Готовность к самостоятельному проживанию - развитие в учреждениях модели комплексной помощи, направленной на ответственное родительство; 6) Профилактика вторичного сиротства
Ресурсное обеспечение практики
Высоко профессиональные специалисты (психологи, специалисты по работе с семьей) - 6 штатных единиц. Наличие материальной базы (помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий, кабинеты специалистов, оборудованные оргтехникой, диагностическими и методическими пособиями). Доступ к сети Интернет, Консультант+. Рабочая документация: соглашение (договор) о сотрудничестве в рамках программы «Наставничество», бланки первичной диагностики, индивидуальная программа работы с наставником и молодой матерью, отчеты наставника о проделанной работе, протокол заседания консилиума специалистов с анализом и подведением промежуточных итогов, анкетирование
Организации субъектов профилактики вторичного сиротства (проведение совместных мероприятий, круглых столов, обмен опытом)
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам» (СПб ГБУ «КЦПЖ»)
Адрес (юридический/фактический)
196066, Санкт-Петербург, Московский пр., д.206, корп.1 (юридический) 198216, Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д.15, корп.4 (фактический)
Гречишкина Марина Анатольевна (812) 373-47-69
Безлюдько Наталья Николаевна (812) 376-74-91