загрузка...

Виртуальная выставочная площадка

 
Cубъект РФ, МО, Организация
Наименование практики
Территория развития
Номинация
География реализации практики
Иркутская область город Ангарск
Период внедрения практики
1 декабря 2021г. – 31 декабря 2022г.
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Практика «Территория развития» является победителем конкурсного отбора социальных практик в 2021 году по программе Фонда «Моя семья»» по тематическому направлению «Организация деятельности социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр».
Целевые группы
- дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие расстройства аутистического спектра; с умеренной умственной отсталостью, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата; - семьи, воспитывающие детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Анализируя работу с семьями с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями развития, специалисты выделяют ряд проблем, которые требуют обязательного решения. В процессе взаимодействия со здравоохранением было выявлено 62 семьи с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, которые из-за трудностей, возникающих с их транспортировкой, лишены возможности посещать реабилитационные учреждения. Такие дети являются заложниками собственных квартир, их круг общения – это только их родители. Также специалисты отмечают, что с каждым годом увеличивается доля обслуживаемых несовершеннолетних, которые имеют сразу несколько нарушений в развитии (2019 год – около 50% от обслуживаемых детей, 2020 год – 71%, а 2021 год – уже более 85%). Для достижения положительной устойчивой динамики в развитии таких детей недостаточно курса реабилитации в учреждении. При повторном прохождении курса реабилитации более чем у 90% детей фиксируется потеря положительной динамики в развитии, достигнутой во время предыдущего реабилитационного курса и специалистам приходится начинать всю работу сначала. Всё это приводит к истощению собственных ресурсов родителей и снижению их мотивации к продолжению реабилитационных мероприятий с ребёнком. Усугубляется проблема ещё и тем, что большинство родителей не в состоянии приобрести дорогостоящее реабилитационное и развивающее оборудование, которое так необходимо их ребёнку. Ввиду вышесказанного, семьи с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития нуждаются в проведении курсов реабилитации в домашних и привычных для них условиях. Для сохранения и улучшения показателей позитивной динамики в развитии детей в межреабилитационный период необходимо обеспечить непрерывность реабилитационного процесса. Также важно поддержать собственные ресурсы родителей, чтобы у них были силы на непрерывное развитие своего ребёнка.
Цель практики
Цель практики: Повышение качества, доступности и обеспечение непрерывности реабилитационного процесса посредством организации реабилитационного пространства на дому у семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и оказания им комплексной, непрерывной поддержки.
Задачи
1. Обеспечение внедрения в работу учреждения современной инновационной технологии «Микрореабилитационный центр на дому». 2. Создание условий для обеспечения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, специализированными видами помощи с решением диагностических, терапевтических и реабилитационных проблем, в том числе создание условий для проведения реабилитационных мероприятий на дому. 3. Вовлечение родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в качестве участников реабилитационного процесса, расширение их воспитательных и реабилитационных возможностей. 4. Организация оказания поддержки собственных ресурсов членам семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Краткое описание практики
Практика направлена на оказание помощи всей семье, а не только ребенку. Так при первичном общении с семьёй команда специалистов проводит её комплексное обследование. В отношении ребёнка специалисты проводят обследование его реабилитационного потенциала – это описание особенностей его развития в настоящий момент; выявление ограничений в функционировании и состоянии здоровья, которые мешают ему развиваться; определение потребностей ребенка в каждой области развития и уникальных способностей и ресурсов ребенка. Также специалисты проводят обследование реабилитационного потенциала взрослых из ближайшего окружения ребёнка, то есть определяют уровень истощения их собственного ресурса, уровня их грамотности в вопросах реабилитации ребёнка и выявляют ресурсы, которые можно использовать в процессе реабилитации. После проведения комплексного обследования семьи и совместного определения специалистами и родителями иерархии задач в развитии ребёнка специалисты проводят краткосрочный курс реабилитационных мероприятий в полустационарной форме или форме социального обслуживания на дому. Во время курса реабилитации специалисты приглашают родителей и проводят занятия с ребёнком в их присутствии, обучая приёмам и методам реабилитации в домашних условиях. Главная задача специалистов – помочь родителям развить у их ребёнка, насколько это возможно, коммуникативные способности и навыки самообслуживания в обычных жизненных ситуациях, а также его собственную двигательную активность. Так социальный педагог совместно с родителями помогает ребёнку освоить навыки самостоятельного приёма пищи, одевания и раздевания или гигиенического ухода за своим телом, а врач ЛФК подбирает оптимальную позу для проведения этих мероприятий и советует родителям какие средства и приспособления для поддержания позы можно использовать. Психолог в свою очередь раскрывает секрет, как в процессе подготовки к приёму пищи или в процессе одевания можно формировать у ребёнка базовые коммуникативные навыки или при необходимости осваивать альтернативные способы коммуникации. Помимо этого в учреждении функционирует Школа для родителей, где специалисты проводят обучающие мероприятия для родителей по их запросам. Таким образом, обучаясь у специалистов, родители становятся их полноправными партнерами. После прохождения родителями обучающих мероприятий специалисты активно вовлекают их в процесс реабилитации ребенка посредством составления для них рекомендаций для самостоятельных занятий с ребёнком в межреабилитационный период. С целью повышения эффективности реабилитационного процесса специалисты стараются максимально создать все необходимые условия для проведения социально-реабилитационных мероприятий на дому. Консультируют родителей по вопросам организации развивающего и помогающего пространства вокруг ребёнка. Делятся с родителями секретами, как своими руками можно адаптировать используемые ребёнком предметы, чтобы он мог справиться с определёнными элементарными бытовыми манипуляциями. С этой же целью специалисты реализуют современную технологию «Пункт проката реабилитационного и развивающего оборудования». В рамках реализации этой технологии специалисты определяют перечень необходимого семье оборудования, помогают с его оформлением, настраивают индивидуально под каждого ребёнка, проводят обучение родителей, составляют комплекс упражнений и игр с его использованием. На сегодняшний день перечень оборудования в пункте проката значительно расширен за счёт грантовых средств. В межреабилитационный период специалисты не оставляют семью в одиночестве, постоянно сопровождают и консультируют родителей в удобном для них формате. Это может быть онлайн-встреча посредством видео-звонков или переписка в разных мессенджерах, очная встреча родителей и специалистов на дому или в центре, проведение специалистами анализа отправленного родителями видео их занятий с детьми. С целью расширения коммуникативных связей семей целевой группы и проведению для них социокультурных мероприятий социальные педагоги привлекают волонтёров-студентов, которые проводят несложные и в то же время очень занимательные мастер-классы, познавательные и праздничные мероприятия как на дому у получателей, так и на базе учреждения. Ещё одним немаловажным направлением деятельности специалистов службы является поддержка собственных ресурсов семьи, с этой целью в рамках работы детско-родительского клуба «Академия успеха» специалисты учреждения проводят для семей различные мероприятия. Психологи проводят для родителей тренинги на профилактику эмоционального выгорания, релаксационные мероприятия и встречи взаимопомощи и обмена «родительским» опытом. Социальные педагоги организуют детско-родительские творческие мастер-классы и помогают принимать участие в различного рода конкурсах.
Социальные результаты
Количественные результаты: За 1 полугодие 2022 года в рамках реализации Практики охвачено 100 детей из 99 семей (в 1 семье воспитываются сразу 2 ребёнка-инвалида). Из них: 31 ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития; 4 семьи, имеющие детей с расстройства аутистического спектра; 53 семьи, имеющие детей с умеренной умственной отсталостью; 12 семей, имеющих детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В рамках работы Школы для родителей проведено 5 мероприятий по запросам родителей, участие в которых приняли 64 родителя. В рамках работы детско-родительского клуба «Академия успеха» проведено 7 заседаний Клуба, участие приняли все 100 семей. За счёт грантовых средств перечень реабилитационного и развивающего оборудования в пункте проката был пополнен на 197 единиц. Услугой воспользовались 87 семей, в прокат выдано 113 единиц оборудования. Было проведено 7 социокультурных мероприятий для семей целевой группы с привлечением волонтёров. Всего в проведении мероприятий приняли участие 32 волонтёра и 61 ребёнок целевой группы. Качественные показатели: По результатам проведения повторной диагностики у 91 ребёнка наблюдается динамика в развитии: у 34 детей отмечена незначительная динамика в развитии, у 39 детей – положительная динамика и ещё у 9 детей – значительная положительная динамика. У 9 детей пока не отмечается динамики в развитии, что обусловлено тяжестью заболеваний и необходимостью более длительного срока для реабилитации. Благодаря совместной и непрерывной работе специалистов и родителей: - у 68 детей повысился уровень эмоционального интеллекта, - 75 детей успешно осваивают навыки социального общения, 3 детей освоили навыки альтернативной коммуникации с помощью применения коммуникатора, - у 63 детей улучшились навыки двигательной активности, 7 детей освоили альтернативные способы передвижения в пределах собственной квартиры, - навыками самообслуживания на достаточно высоком уровне (в том числе с использованием карточек-алгоритмов процессов) овладели 64 ребёнка, - 7 подростков с ментальными нарушениями и 3 ребёнка с множественными нарушениями развития овладели навыками социально-бытовой адаптации. 85 родителей отмечают, что приобрели уверенность в своих действиях, потому что чувствуют постоянную поддержку со стороны специалистов: 80 из них проявляют устойчивую заинтересованность в сотрудничестве со специалистами, ещё 5 родителей занимают активную позицию, выступая в качестве соведущего на мероприятиях в рамках работы Школы для родителей и детско-родительского клуба. Оставшиеся 15 родителей – это родители, исполняющие рекомендации специалистов, но не проявляющие инициативы. Так как пока не видят результатов приложенных усилий либо результаты незначительные ввиду сложных диагнозов детей и отсутствие динамики в их развитии либо достижение незначительной динамики. С ними активно работают психологи для повышения их мотивации, которые привлекают родителей-активистов для создания положительного образа будущего семьи.
Этапы внедрения практики
1 Разработка и утверждение нормативных, организационных, информационных и других документов и материалов, обеспечивающих реализацию Практики. 2 Прохождение специалистами Службы стажировки на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственного автономного учреждения социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Журавушка». 3 Формирование целевой группы. Осуществляется посредством межведомственного взаимодействия со здравоохранением (паллиативная служба, участковые педиатры, неврологи), тесного сотрудничества с общественными организациями родителей детей-инвалидов, а также посредством обработки поступающих выписок из индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида. 4 Мониторинг реализации комплекса мероприятий Практики и достижения планируемых результатов. Ежеквартально заведующие отделениями проводят мониторинг реализации комплекса мероприятий Практики и достижения результатов посредством: отслеживания степени выполнения плана мероприятий практики и проведения анализа отчётной документации специалистов службы в ходе реализации индивидуально ориентированных программ реабилитации детей целевой категории, в том числе в части развития. 6 Проведение группой специалистов комплексной диагностики развития детей 7 Проведение краткосрочных курсов реабилитации детей в присутствии родителей на дому и в полустационаре. 8 Организация и проведение социокультурных мероприятий для целевой категории с привлечением волонтёров отряда «Рука помощи» ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно-экономический техникум» не реже, чем 1 раз в месяц. 9 Создание условий для проведения реабилитационных мероприятий на дому посредством расширения перечня оборудования в пункте проката за счёт грантовых средств. 10 Обучение родителей приёмам реабилитации и абилитации в домашних условиях посредством показа приёмов и методик реабилитации во время совместных занятий с ребёнком в период проведения краткосрочного курса реабилитации и посредством проведения обучающих мероприятий в рамках работы Школы для родителей. 11 Обеспечение сопровождения семей при самостоятельном проведении социально-реабилитационных мероприятий в межреабилитационный период. 12 Организация и проведение для родителей мероприятий с целью поддержки их собственных ресурсов посредством проведения тренинговых, досуговых и творческих мероприятий в рамках работы детско-родительского клуба «Академия успеха» 13 Разработка, утверждение и выполнение программы информационного сопровождения Практики.
Социальная значимость
Практика «Территория развития» носит стационарозамещающий характер. Задача специалистов службы – это развить у детей целевой группы насколько это возможно элементарные жизненно необходимые навыки, что позволит им быть более самостоятельными и независимыми от окружающих. Так 31 ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития, благодаря оказанию комплексной поддержки их родителям со стороны специалистов службы, уже сегодня может оставаться, как можно дольше, проживать в своей семье в привычных условиях вместо помещения их в интернатные учреждения. Ещё 69 детей с ментальными нарушениями, благодаря реализации проекта учатся устраивать свой быт и вести домашнее хозяйство, что в дальнейшем поможет им вести самостоятельную взрослую жизнь под умелым руководством социальных работников в рамках сопровождаемого проживания.
Ресурсное обеспечение практики
1 Нормативно-правовые ресурсы: - для качественной и своевременной реализации мероприятий практики «Территория развития» разработано Положение по организации деятельности Службы Микрореабилитационный центр на дому; - с целью организации обучающих мероприятий для родителей разработано Положение о Школе для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, программа Школы; - для оказания поддержки собственных ресурсов законных представителей пересмотрено Положение о Клубе для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Академия успеха»; - в целях обеспечения целевой группы реабилитационным и развивающим оборудованием во временное пользование пересмотрено Положение о пункте проката реабилитационного, игрового и развивающего оборудования. Разработана рабочая документация: диагностические карты и программа сопровождения семьи. 2 Информационно-методические ресурсы: создана вкладка на сайте учреждения с информацией о реализации Практики http://vestaan.ru/index.php/proekt-pomogi-mne-eto-sdelat-samomu, программа информационного сопровождения Практики, диагностические карты, программы сопровождения семьи, программа Школы для родителей, видео уроки для родителей, пособия для родителей, информационные материалы об оборудовании из пункта проката 3 Материальные ресурсы: - оборудованные кабинеты специалистов (логопед, психолог, ЛФК, массаж); - кабинет для проведения мероприятий для родителей в рамках работы детско-родительского клуба и Школы для родителей, оборудованный мебелью, мультимедийным и музыкальным оборудованием; - программные продукты, дидактическое оборудование и материалы для проведения комплексной диагностики детей и их реабилитации, - реабилитационное и развивающее оборудование для выдачи во временное пользование семьям целевой категории. 4 Кадровые ресурсы: практику реализуют 21 специалист учреждения: заместитель директора по социально-реабилитационной работе, 2 заведующих отделениями, врач ЛФК, 2 логопеда, 2 психолога, 9 социальных педагогов, 2 медицинские сестры по массажу, 2 инструктора ЛФК. Все специалисты имеют профессиональное образование, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по должности.
Организации — партнеры
- 2 волонтёрских отряда студентов: студенты ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно-экономический техникум» и МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества "Гармония» привлекаются к проведению социокультурных мероприятий для семей целевой категории в виде творческих мастер-классов, познавательных, развлекательных и праздничных мероприятий; - паллиативная служба, участковые педиатры и невролог ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница №1» осуществляют выявление нуждающихся семей целевой категории и направляют к нам; - АНО СТИЦР «Притяжение» осуществляет выявление нуждающихся семей целевой категории и направляет к нам, а также специалисты учреждения привлекают родителей из числа членов «Притяжения» к участию в мероприятия в рамках работы Школы для родителей и детско-родительского клуба.
Название организации
областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста» (ОГБУСО «КЦСОН «Веста»)
Адрес (юридический/фактический)
665824 Иркутская область, город Ангарск, 189 квартал, дом 15А
Руководитель организации
Грешилова Наталья Васильевна, 8(3955) 54-13-10
Контактное лицо
Зиновьева Галина Николаевна, заместитель директора по социально-реабилитационной работе , 8(3955) 54-13-07
Электронная почта
vesta-angarsk@mail.ru