Cубъект РФ, МО, Организация
Группы кратковременного пребывания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на время занятости родителей
География реализации практики
Калужская область, Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Калужский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта»
Период внедрения практики
В течение года
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В рамках мероприятия комплекса мер по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания, подготовку к сопровождаемому проживанию и сопровождаемой занятости на территории Калужской области, на 2020-2021 годы
1. Семьи, воспитывающие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
2. Дети и подростки от 5-ти до 18-ти лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
1. Получение социально-бытовых навыков детьми и подростками с тяжелыми нарушениями развития (нарушения интеллекта, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями), развитие их коммуникативных и социальных навыков.
2. Развитие стационарозамещающих технологий на территории города Калуги.
3. Профилактика социального сиротства, путем предоставления услуг в группах кратковременного пребывания и обучения самостоятельному и сопровождаемому проживанию.
4. Улучшение детско-родительских отношений и внутрисемейного климата за счет обучения родителей методам и приемам взаимодействия с их ребенком в домашних условиях.
5. Повышение качества оказываемых услуг в городе Калуга, для детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями
Помощь семьям, путем организации групп кратковременного пребывания по обучению и развитию навыков самостоятельности и самообслуживания у детей, подростков и молодых людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5-х до 18-ти лет
1. Организация работы групп кратковременного пребывания и групп по обучению самостоятельному и сопровождаемому проживанию для детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 5-х до 18-ти лет
2. Обучение родителей, законных представителей участников проекта, по улучшению родительских компетенций в воспитании детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, для улучшения детско-родительских отношений и снижения рисков социального сиротства.
3. Создание механизмов взаимодействия между некоммерческой организацией и государственной, в целях улучшения качества предоставляемых услуг, в рамках реализации проекта.
4. Формирование положительного общественного мнения среди населения города Калуги в отношении людей с ограниченными возможностями и инвалидностью, путем размещения фото и видео материалов о реализации проекта в социальных сетях, СМИ города и области
Краткое описание практики
Наш проект нацелен на развитие системы помощи семьям в социализации детей и подростков с ограниченными возможностями и инвалидностью в городе Калуга. С помощью создания групп кратковременного пребывания, в которых они будут обучаться навыкам самостоятельности и самообслуживания, мы создадим условия для улучшения социальных и коммуникативных навыков участников проекта, что позволит использовать эти навыки в семье и в окружении участников проекта. Данная социальная услуга необходима для семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мы постоянно получаем запросы на создание таких же групп, но в младшей возрастной категории. Основные задачи, на решение которых нацелен проект: 1. Улучшение коммуникационных навыков детей, подростков в группе; 2. Улучшение социально-бытовых навыков; 3. Развитие досуговой занятости и деятельности детей и подростков; 4.Улучшение родительских компетенций в области воспитания детей и подростков нашей целевой группы; 5. Создание механизма взаимодействия с государственными центрами реабилитации. В рамках реализации проекта будет проведено: 1. Не менее 2-х мониторингов и первичных диагностических консультаций умений и навыков участников проекта (не менее 50 человек), что позволит в дальнейшем наладить работу и объединить усилия в помощи детям и подросткам с инвалидностью и ОВЗ. 2. Не менее 900-та групповых занятий с участниками проекта по обучению и развитию навыков самостоятельности и самообслуживания, для применения полученных знаний в семье и в социальном окружении ( занятия на освоение навыков личной гигиены, кулинарные, творческие, развивающие занятия, занятия по арт-терапии) 3. Не менее 50 родителей (участников проекта) получат индивидуальные консультации с психологом и пройдут обучение по программе "Школа профессиональных родителей" по детско-родительским отношениям, что позволит улучшить психологический климат в семье и уменьшит риск возникновения социального сиротства. 4. Проведение не менее 5-ти массовых мероприятий для улучшения и увеличения социального окружения участников проекта, налаживания новых контактов и расширения социального кругозора детей и родителей: круглые столы с родителями с привлечением психолога, для обсуждения семейных и личностных проблем в воспитании особенного ребенка; праздничные мероприятия для детей, подростков и родителей
Получение социально-бытовых навыков не менее 50-ти детьми и подростками с тяжелыми нарушениями развития (нарушения интеллекта, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями), развитие их коммуникативных и социальных навыков. Развитие стационарозамещающих технологий на территории города Калуги. Профилактика социального сиротства, путем предоставления услуг в группах кратковременного пребывания и обучения самостоятельному и сопровождаемому проживанию. Улучшение детско-родительских отношений и внутрисемейного климата за счет обучения родителей методам и приемам взаимодействия с их ребенком в домашних условиях. Повышение качества оказываемых услуг в городе Калуга, для детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями, путем организации сотрудничества с государственным реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями "Доброта"
1. Осуществлен набор участников проекта, не менее 50-ти семей, воспитывающих детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5-х до 18-ти лет. 2. В рамках круглого стола, проведен опрос, мониторинг, анкетирование с родителями (не менее 50-ти человек) для выявления основных проблем на пути воспитания особенных детей и подростков. Выявлены основные проблемы и "боли" семей воспитывающих детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, что позволило составить индивидуальные программы по абилитации и обучению в рамках реализации мероприятий проекта. 3. Разработано не менее 50-ти индивидуальных программ обучения и получения социальных услуг (ИППСУ) для дальнейшей работы педагогов в рамках реализации мероприятий проекта в группах кратковременного пребывания по обучению самостоятельному и сопровождаемому пребыванию. 4. Составлено расписание и план работы по обучению социально-бытовым и коммуникационным навыкам участников проекта, на основании проведенного мониторинга и медико-педагогической комиссии (результат мониторинга (не менее 50-ти и ИППСУ не менее 30-ти), что дало возможность улучшить качество предоставляемых услуг, более детально подойти к процессу обучения и взаимодействия с семьей, для улучшения социальных навыков участников проекта. 5. Проведено не менее 900-та групповых занятий с детьми и подростками с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по освоению ими социально-бытовых, творческих и коммуникационных навыков. Всего 6 групп со средней численностью 6 человек, набранных по возрастным и психо-физиологическим особенностям (6 дней в неделю по 4 часа и 1 день в неделю -8 часов, две группы от 3-х до 9-ти лет занимаются два раза в неделю по 4 часа, 4 группы в возрастной категории от 9-ти до 18-ти лет, один раз в неделю по 4 часа). Не менее 50-ти детей и подростков, участников проекта, получили навыки по личной гигиене, приготовлению пищи, уборке в помещении, работе с бытовой техникой, организации и проведению досуга (творческие и развивающие занятия, арт-терапия), навыкам и умениям коммуникаций в группе. 6. Обучено не менее 50-ти родителей, законных представителей детей и подростков, участников проекта, в "Школе профессиональных семей" (курс из 5 дней), по направлениям поведенческих расстройств различного спектра, что повлияло на улучшение детско-родительских отношений и улучшения компетенций родителей в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями и инвалидностью, что подтверждено отзывами родителей
По данным ГБУ КО Центр "Доброта" на конец 2020г., на учете в центре, с различными диагнозами ОВЗ- без статуса "инвалид" - 772 ребенка, все эти дети воспитываются в семьях. Основной проблемой детей и подростков нашей целевой аудитории по-прежнему остается социализация. Как показали исследования, лишь 2% родителей детей с ОВЗ используют правильную модель воспитания, грамотно сотрудничая с ребенком. В остальных случаях, на фоне длительного стресса, чувства вины и родительской педагогической некомпетенции, зачастую используются такие типы воспитания, как гиперопека, авторитарная гиперсоциализация, гипоопека, эмоциональное отвержение и др. В сочетании с особенностями психологического и (или) физического развития ребёнка это негативно влияет на прохождение им естественных этапов взросления, формирования самостоятельности и, как следствие, ограничивает его социализацию. Как правило, это влечет за собой усиление родительского выгорания, ухудшение психологического климата в семье, не достижение ребенком тех результатов, которые бы он мог достигнуть при более благоприятных условиях. И особенно важно, на данном этапе обучить родителей ребенка правильному сотрудничеству с ним. Об этом свидетельствуют и запросы, поступавшие от родителей. В сочетании с обучением родителей и применении ими полученных навыков в повседневной жизни это будет способствовать уменьшению разрыва в социальном развитии между детьми с ОВЗ и нормотипичными детьми, поможет снизить "психологическую усталость" родителей, улучшит психо-эмоциональный климат в семье. Кроме этого, родители смогут получить некоторое время для себя, устроить себе "передышку", что, в свою очередь, положительно повлияет на отношения в семье, уменьшит риски возникновения социального сиротства. Благодаря проекту родители смогут выделить время на решение своих проблем, обучиться коммуникациям со своими детьми, а дети приобретут необходимые социально-бытовые навыки. Все мероприятия проекта повлияют также и на улучшение ситуации по развитию стационарозамещающих технологий в Калуге
Ресурсное обеспечение практики
Создано отделение дневного пребывания, приказы о зачислении детей в группы кратковременного пребывания. Работают педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья» обучение специалистов по направлению «Организация кратковременного пребывания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на период занятости их родителей (законных представителей)»
Государственное бюджетное учреждение Калужской области "Калужский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Доброта", ГБУ КО Центр «Доброта»
Адрес (юридический/фактический)
248025, г. Калуга, ул. Врубовая, д. 8
Икауниекс Елена Викторовна, тел. +7(4842)79-14-21
Икауниекс Елена Викторовна, тел. +7(4842)79-14-21