загрузка...

Виртуальная выставочная площадка

 
Cубъект РФ, МО, Организация
Наименование практики
Система работы по социализации и ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Номинация
География реализации практики
Ханты-Мансийский автономный округ − Югра (100 % муниципальных образований). Районы: Белоярский, Берёзовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский. Города: Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск
Период внедрения практики
С 2011 года по настоящее время
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Реализация в рамках комплексов мер, программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, поддержанных Фондом, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Комплекс мер «Развитие социальных эффективных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности в таких семьях на 2020-2021 годы»; Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2013 годы
Целевые группы
1. Несовершеннолетние 12-17 лет, находящиеся в конфликте с законом. 2. Семьи несовершеннолетних 12-17 лет, находящихся в конфликте с законом
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Хотя удельный вес подростковой преступности в структуре преступности в целом сравнительно невелик, недооценивать ее опасность неверно, так как она причиняет целый ряд деструктивных социальных последствий: является мощным источником самодетерминации преступности как таковой; способствует распространению криминального образа мыслей и способа поведения в «здоровой» подростковой среде, ведет к ее криминальному заражению; причиняет вред личностному развитию несовершеннолетнего правонарушителя, способствуя тем самым продолжению его криминальной деятельности. В условиях стационарного отделения социальной реабилитации комплексную реабилитацию ежегодно проходят около 400 несовершеннолетних, из них около 40 % – несовершеннолетние целевой группы. Анализ результатов комплексной диагностики на период поступления фиксирует наличие следующих проблемных точек несовершеннолетних: низкий уровень самооценки как следствие школьной дезадаптации, педагогической запущенности, деформации системы жизненных ценностей, наличие асоциальных мотивов поведения как основных в процессе самоутверждения и самомотивации; наличие детско-родительского конфликта как следствие, с одной стороны, открытого «протеста» несовершеннолетнего на меры воспитательного воздействия, с другой, педагогическая некомпетентность родителей (законных представителей), непринятия индивидуальных особенностей развития несовершеннолетних, «шаблонность» воспитательного воздействия; несформированность коммуникативных умений и навыков: позиция «уход от ситуации», демонстративная вербальная и невербальная агрессия; негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство, открытый протест (модель «не знаю - отрицаю»); неадекватная реакция на успехи и неудачи товарищей (следствие низкой самооценки, позиция ребенка «я вне социума»); отсутствие поддерживающей социальной среды по окончанию реабилитации, а, следовательно, снижение качественных показателей динамики реабилитационного процесса. Особенности несовершеннолетних целевой группы не всегда учитываются в процессе выработки и реализации мер в профилактической, коррекционной деятельности, что негативно отражается на их эффективности. Исходя их вышеизложенного актуальность практики обусловлена существенной ролью подростковой преступностью в общей структуре преступности и необходимостью создания системы межведомственной комплексной помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, с целью непрерывного социально-психолого-педагогического, правового сопровождения для устойчивой социализации, ресоциализации и успешной интеграции в социум
Цель практики
Комплексная социальная реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, находящихся в кризисной и конфликтной с законом ситуации
Задачи
1. Создание системы комплексной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, конфликтной и кризисной с законом ситуации. 2. Внедрение личностно-ориентированных технологий социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. 3. Организация межведомственного непрерывного социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, в том числе после прохождения курса социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания с круглосуточным пребыванием. 4. Распространение новых методик и технологий в работе с несовершеннолетними 12-17 лет, находящимися в социально опасном положении, в кризисной и конфликтной с законом ситуации, освещение мероприятий в средствах массовой информации, методических изданиях
Краткое описание практики
Практика консолидирует внешнее сотрудничество (в условиях партнерства, наставничества, межведомственного взаимодействия), создавая единый механизм. Система работы по социализации и ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, включает в себя: выявление несовершеннолетних целевой категории, комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних и постреабилитационное сопровождение по основному месту жительства несовершеннолетнего. В Югре при налаженном взаимодействии с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводятся оперативные мероприятия, направленные на предупреждение вовлечение подростков в противоправную деятельность: «Здоровье», «Твой выбор», «Защита», «Подросток», «Сообщи, где торгуют смертью», «Дети России», «С ненавистью и ксенофобией нам не по пути», «Призывник», межведомственные рейды; действует служба «Экстренная детская помощь». При выявлении несовершеннолетних целевой группы на основании постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований определяются субъекты системы профилактики − участники индивидуальной профилактической работы. Для выявления причин, условий, способствовавших возникновению трудной жизненной ситуации, проводится комплексная диагностика. На основании результатов составляется план работы с несовершеннолетним, определяются формы и методы работы, в том числе при межведомственном взаимодействии, и в отношении несовершеннолетнего утверждается межведомственная индивидуальная программа социально-педагогической реабилитации (постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Югры от 10.09.2019 № 83). По месту жительства несовершеннолетнего проводятся мероприятия с использованием следующих форм, методов, технологий: технология участковой социальной работы, технология «Семейный психолог», технологии с привлечением социального окружения несовершеннолетнего «Семейная конференция», «Сеть социальных контактов», медиативные технологии, технологии по безопасности жизнедеятельности и правовой грамотности, первичной профилактике деструктивного и девиантного поведения несовершеннолетних, интерактивная игра «Социальное метро». В случае, если проводимые мероприятия по месту жительства несовершеннолетнего не достигли положительной динамики, он зачисляется на курс реабилитации в стационарное отделение социальной реабилитации БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних». Социальная реабилитация осуществляется поэтапным выполнением индивидуальных и групповых программ, обеспечивающих восстановление социального статуса подростка, коррекцию и развитие структуры позитивной личности, оказание необходимой комплексной помощи в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями подростка. Включает в себя 2 уровня: 1 уровень мотивационный: курс интенсивного погружения «Я-Хочу…?»: формирование устойчивой мотивации на позитивное изменение, активизацию механизмов самопознания, самовыражения. 2 уровень: курс интенсивного погружения «Я – Могу!»: формирование адекватной самооценки, повышение ответственности за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению, развитие навыков общения, понимания и принятия чувств окружающих, развитие чувства социальной ответственности, выработка навыков уверенного поведения. В период проживания в учреждении параллельно проводится работа с родителями, направленная на формирование ответственного родительства, стабильного чувства принятия и понимания возрастных индивидуальных особенностей ребенка, в том числе с привлечением специалистов субъектов системы профилактики по основном месту проживания несовершеннолетнего, формируется банк наставников. Специалисты учреждения в рамках межведомственного взаимодействия реализуют мероприятия START-проектов «Школа ответственного родительства», «Школа наставничества». Курс реабилитации составляет 3 месяца. В работе используются метод видеоинтервью, технология преобразований «социальный форум-театр», трансформационная квест-технология анализа и мотивации «Шаг ВПЕРЕД. 3D», технологии сенсорно-развивающей среды, выстраивания позитивного образа будущего. По окончанию прохождения курса разрабатываются рекомендации для родителей, специалистов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по месту жительства (маршрут индивидуального постреабилитационного сопровождения). Маршрут также направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, управление соцзащиты населения по основному месту проживания несовершеннолетнего. Сопровождение в рамках социально интегрированной поддержки осуществляется 6 месяцев специалистами-кураторами учреждения и наставником по месту постоянного проживания. 1 раз в квартал осуществляется сбор и анализ результатов постреабилитационного сопровождения. При необходимости проводятся социально-реабилитационные консилиумы с привлечением субъектов системы профилактики, супервизии
Социальные результаты
Создание единого эффективного комплексного межведомственного реабилитационного пространства для устойчивой ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и успешной их интеграции в социум. Снижение количества детей учетных категорий. Идентификация, персонализация знаний, умений и навыков несовершеннолетних, необходимых для успешной интеграции и социализации в обществе (восстановление социального статуса). Формирование основ правовой культуры и грамотности несовершеннолетних, принятие закона как основы безопасности государственности, свобод граждан РФ. Формирование социально-благополучного жизненного пространства с активной поддерживающей и развивающей средой. Снижение роста подростковой преступности на 23,5 %. В отношении 55 % несовершеннолетних участников практики прекращено проведение индивидуальной профилактической работы. У 80 % несовершеннолетних сформированы личностная и социальная компетентности. У 90 % несовершеннолетних сформировано умение видеть свои положительные и отрицательные стороны, проводить анализ поступков и действий, соотносить причинно-следственные связи при планировании действия
Этапы внедрения практики
Подготовительный этап: получение социального заказа; сбор и анализ статистических данных; актуализация нормативно-правовой базы. Организационный этап: работа с социальными партнерами; заключение соглашений о взаимодействии. Практический этап: реализация мероприятий практики. Аналитический этап: сбор и анализ статистических данных; анализ эффективности реализации практики. Оценка эффективности результативности практики осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечивают мониторинг динамики изменения ситуации на территории муниципального образования. Для мониторинга результативности используются статистические данные о состоянии преступности среди несовершеннолетних, результаты профилактической деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Мониторинг осуществляется по следующим параметрам: снижение уровня подростковой преступности от общего числа преступлений; доля несовершеннолетних, снятых с различных видов учета, от общего числа несовершеннолетних учетных категорий; количество повторных помещений несовершеннолетних учетных категорий в стационарное отделение социальной реабилитации БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних». 1 раз в квартал БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних» осуществляет сбор и анализ динамики постреабилитационного сопровождения. Управление социальной защиты населения по месту жительства несовершеннолетнего осуществляет контроль за качеством и полнотой исполнения мероприятий постреабалитационного сопровождения несовершеннолетнего
Социальная значимость
Данная практика обеспечивает единый комплексный системный межведомственный подход на территории Ханты-Мансийского автономного округа − Югры по вопросам профилактики, коррекции, реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с внедрением эффективных форм, методов, которые: соответствуют запросу современного общества; создают комплексную систему непрерывного социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних; интересны для подростка, удовлетворяют основные потребности физиологического и психологического развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности несовершеннолетнего; являются эффективными мерами в системе профилактических, коррекционных мероприятий. Практика разработана как одна из мер социально-педагогической, психологической, правовой помощи, направленная на идентификацию, персонализацию знаний, умений и навыков для успешной интеграции в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее, развитие и усиление «Я-концепции» подростка, формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными, конструктивными способами и гармоничного взаимодействия в социуме
Ресурсное обеспечение практики
Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.09.2019 № 83. Приказ Депсоцразвития Югры от 01.07.2022 № 836-р «Об утверждении порядка зачисления детей в специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и признании утратившими силу некоторых приказов Депсоцразвития Югры». Приказ Депсоцразвития Югры от 25.07.2022 № 907-р «Об утверждении алгоритма комплексной работы с несовершеннолетними с девиантным поведением, совершившими или склонными к совершению противоправных деяний, в учреждениях социального обслуживания подведомственных Депсоцразвития Югры». Маршрут индивидуального постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего. Анализ по итогам постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего и его семьи. Сводная информационно-аналитическая справка субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего, нуждающегося в прохождении курса реабилитации в БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних», в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа. Технология активных преобразований «ПереZагрузка». Кейс методической продукции «Работа с наставниками». Кейс методической продукции «Работа с родителями». Методические рекомендации для специалистов учреждений по организации профилактической работы с семьями «группы риска». Материально-техническая база: кабинеты БОСС-терапии; сенсорные комнаты; комнаты песочной терапии; комнаты интерактивного досуга; творческие ремесленные мастерские; спортивные/тренажерные залы; комнаты дружественные детям. Кадровые ресурсы: заместители директора; заведующие отделениями; специалисты по работе с семьей; психологи; воспитатели; инструкторы по физической культуре; инструкторы по труду; юрисконсульты. Цифровые ресурсы: навигатор лучших социальных практик «Югратека» https://rcsur.ru/company/yugrateka/index.php
Организации — партнеры
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: координация, контроль деятельности субъектов системы профилактики. Органы опеки и попечительства: обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Учреждения здравоохранения: оказание медицинской помощи. Органы полиции: проведение профилактических мероприятий, индивидуальная работа с несовершеннолетними. Учреждения образования: выявление несовершеннолетних, склонных к противоправным деяниям, проведение педагогической работы, профилактических мероприятий. Мировые судьи: разбирательство уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях. ФКУ УИИ УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре: воспитательная работа с несовершеннолетними
Название организации
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа − Югры «Советский районный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних») − региональная опорная площадка по направлению деятельности «Социальная реабилитация, социализация, постреабилитационное сопровождение несовершеннолетних с отклонениями в развитии, несовершеннолетних с девиантным поведением, а также их семей»
Адрес (юридический/фактический)
Российская Федерация, 628250, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Советский район, пгт. Пионерский, ул. Заводская, д.2
Руководитель организации
Емелина Татьяна Анатольевна, 8 (34675) 78959
Контактное лицо
Тунина Снежана Евгеньевна, заведующий стационарным отделением социальной реабилитации, 8 (34675) 78959
Электронная почта
srcn@admhmao.ru
Фото материалы