загрузка...

Виртуальная выставочная площадка

 
Cубъект РФ, МО, Организация
Наименование практики
Медико-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями в условиях ОКУ ЦППМСП
География реализации практики
Практика реализуется в Курской области, учитывает региональную инфраструктуру уч-реждений системы сопровождения и проблемы детей, имеющих двигательные наруше-ния. Внедрена на территории 31 муниципального образования в работу служб системы ранней и дошкольной помощи. Объединяет Региональный ресурсно-методический центр ранней помощи детям (РРМЦ) и 29 организаций различной ведомственной подчиненно-сти (здравоохранения, образования, социального обслуживания населения
Период внедрения практики
С 2012 года по настоящее время
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Программа Курской области «Комплексная поддержка детей с ограниченными возмож-ностями здоровья «Нам доступно все!» на 2016-2017 годы», утвержденная Постановле-нием Администрации Курской области от 30.12.2015 №968-па. от 18.06.2019 №260/88/392/1-736-7. Государственная программа Курской области «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других мало-мобильных групп населения в Курской области», утв. Постановлением Администрации Курской области от 24.10.2013 №777-па (с изм.)
Целевые группы
Семьи с детьми раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями или риском их возникновения, нуждающиеся в комплексной диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической, медико-реабилитационной и абилитационной помощи
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
У детей, имеющих двигательные нарушения в раннем и дошкольном возрасте, ограничена возможность передвижения и коммуникации, что обуславливает возникновение устойчи-вых трудностей включения их в социум, а также изолирует семьи с детьми данной кате-гории из среды обычных сверстников. Практика направлена на создание условий для самостоятельного передвижения и комму-никации детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, ДЦП и другими заболеваниями, ограничивающими движение, а также на улучшение качества жизни се-мей, воспитывающих детей с особенностями развития
Цель практики
Профилактика инвалидности у детей раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями или риском их возникновения посредством комплексного медико-педагогического подхода с применением медико-реабилитационного оборудования
Задачи
- создание условий для психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями или риском их возникновения с целью обеспечения их успешной социализации; - нормализация мышечного тонуса и приобретение новых двигательных навыков; - улучшение ряда психологических показателей, снижение агрессивности, страха, улуч-шение настроения, усиление мотивации к дальнейшему лечению, повышение интереса к окружающему, улучшение способности к обучению, нормализации сна; стимуляция речевого развития (появление новых звуков и слов, улучшение понимания обращенной речи)
Краткое описание практики
Деятельность специалистов Курского областного центра направлена на коллегиальное решение проблем детей раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями или риском их возникновения. Совместная работа по медико-педагогическому сопровождению является важнейшей частью программы проведения занятий с использованием медико-реабилитационного оборудования. Все обратившиеся дети в ОКУ ЦППМСП, начиная с раннего возраста, охвачены междисциплинарной психолого-медико-педагогической помощью. Значительную группу составляют дети с двигательными нарушениями, которые нуждаются в комплексном меди-ко-педагогическом подходе с применением медико-реабилитационного оборудования (22% от общего числа детей раннего и дошкольного возраста, находящихся на сопровождении в Центре). Реализация практики начинается с первичного междисциплинарного приема группы спе-циалистов, в которую входят детские врачи (невролог, педиатр, ортопед), учителя-дефектологи, логопеды и педагоги-психологи. Проводится диагностика ребенка, двигательные навыки которого отстают от нормативов, составляются коллегиальные рекомен-дации семье по оказанию помощи, учитывая индивидуальные особенности и психомоторные возможности ребенка, информация озвучивается на консультативном приеме. Затем осуществляются индивидуальные приемы специалистов, которые будут в дальней-шем сопровождать ребенка, проводится углубленная диагностика и разрабатывается персональная (специальная) программа помощи. Деятельность педагогов и врачей выстраивается параллельно. Работа учителя-дефектолога включает поведение не менее 20 занятий, которые осуществляются в игровой форме, учитывают запросы родителей и корректируют выявленные в ходе диагностики нарушения. Педагоги обращают внимание родителей на позиционирование малыша в режимных моментах. С особым вниманием специалисты относятся к процессу кормления и игры в первый год жизни – важному вектору функционирования ребенка как личности. Параллельно применяются игры с использованием медико-реабилитационных тренаже-ров, что позволяет снизить продолжительность курса двигательной реабилитации, ускорить процесс выздоровления и восстановления утраченных функций и повысить мотива-цию детей к обучению на занятиях у дефектолога и других специалистов. Целью восстановительного лечения с использованием медицинского реабилитационного оборудования является достижение максимально возможных физических и психических результатов в данном возрасте, развитие навыков самообслуживания и социальной адаптации путем улучшения и компенсации нарушенных в результате болезни или травмы функций, и, в конечном счете, профилактика инвалидности у детей. Большую часть комплекса оборудования можно причислить к механотерапии. Это направление реабилитации с применением специальных аппаратов-тренажеров. Механотерапия оказывает положительное воздействие на мышцы, связки, сухожилия, суставы и позвоночный столб ребенка. Работа педагога и врача с ребенком выстраивается с учетом ведущего в этом возрасте вида деятельности. Занятия и медико-реабилитационные мероприятия проходят в виде увлекательной игры, что также способствует позитивным динамическим изменениям. Обязательным компонентом сопровождения является регулярный прием (один раз в три месяца) у детского врача-невролога и врача ЛФК, которые корректируют медико-реабилитационный процесс, например, рекомендуют использовать другой тренажер. В процессе работы с ребенком педагог также может скорректировать программу с учетом динамики развития ребенка Продолжительность и периодичность комплексного сопровождения определяется индивидуальными особенностями психофизического развития ребенка, наличием медицинских показаний и противопоказаний, динамикой и эффективностью от использования применяемого оборудования и могут курсово проводиться от полугода до нескольких лет. Комплексное сопровождение специалистов ОКУ ЦППМСП завершается тогда, когда на междисциплинарной итоговой диагностике они наблюдают устойчивую положительную динамику в развитии ребенка. Семье выдаются необходимые рекомендации по дальнейшему сопровождению
Социальные результаты
Устойчивое снижение числа детей целевой группы в общей численности детей данного возраста, проживающих в Курской области, с одновременным увеличением количества семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, ОВЗ и инвалидностью, активно участвующих в процессе абилитации и реабилитации. Из общего числа детей, взятых на сопровождение специалистами ОКУ ЦППМСП в 2022 году (647 чел.), 12% (78 чел.) имеют установленный статус инвалидности. 139 детей целевой группы (22%, из них 31 с инвалидностью) были зачислены на про-грамму комплексного медико-педагогического сопровождения с применением медико-реабилитационного оборудования. По итогам первого полугодия 47 детей (7 с инвалидностью) были отчислены в связи с устойчивой положительной динамикой; 39 из них (7 с инвалидностью) были назначены динамические контрольные мероприятия с проведением консультативного приема через полгода. 92 воспитанника (24 с инвалидностью) продолжат занятия с педагогами и врачами ОКУ ЦППМСП в 2022-2023 учебном году Статистика подтверждает, что раннее выявление проблем в психомоторном развитии и трудностей вертикализации, своевременное оказание медико-реабилитационной и коррекционно-педагогической помощи позволяет предупредить проблему и сохранить здоровье ребенка
Этапы внедрения практики
С ноября 2012 года начата разработка практики медико-педагогического сопровож-дения детей раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями и подготовка к ее апробации в условиях ОКУ ЦППМСП;  к 2016 году специалисты, включенные в реализацию практики, прошли соответ-ствующее обучение и повышение квалификации; приобретено новое оборудование для проведения медико-реабилиационных мероприятий;  с 2016 года ОКУ ЦППМСП включен в региональную систему комплексной реаби-литации и абилитации детей-инвалидов и назначен ответственным за реализацию психо-лого-педагогических мероприятий ИПРА;  в настоящее время работа приобрела системный характер. Практика комплексного медико-педагогического сопровождения является обязательным компонентом работы с детьми детей раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями во всех службах сопровождения Курской области. В ОКУ ЦППМСП ежегодно обновляются комплексы медико-реабилитационного оборудования, увеличивается число специалистов, включенных в работу по междисциплинарному сопровождению детей целевой группы. Ежемесячно осуществляется контроль качества деятельности педагогических и медицин-ских специалистов. Мониторинг результатов деятельности проводится по полугодиям пу-тем заполнения карт динамического наблюдения для определения эффективности прово-димой работы с детьми целевой группы, корректировки назначенного лечения, внесения изменений в программу занятий педагога и определения дальнейшей траектории комплексного сопровождения
Социальная значимость
Из общего числа детей, находящихся на сопровождении в ОКУ ЦППМСП, значительная часть (22%) имеет стойкие нарушения в двигательной сфере. Этим обоснован выбор данной практики и внедрение ее в работу учреждения. Преимуще-ством является возможность предоставления адресных услуг через комплексный медико-педагогический подход к каждому ребенку целевой группы с учетом всего спектра нару-шений психомоторной сферы, а также использование более широкого арсенала современ-ного медико-реабилитационного оборудования для решения проблем детей, имеющих нарушения двигательной сферы. Результатом и значением внедрения данной практики в Курской области является пози-тивная динамика в физическом состоянии детей целевой группы, получивших помощь; улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития; преодоление их социальной изолированности, стабилизация психологического климата в семьях. Большое внимание уделяется включению родителей детей целевой группы в работу Регионального образовательного лектория «Равные воз-можности», проводится обучение родителей приемам и методам взаимодействия со сво-ими детьми в домашних условиях. Это способствует формированию «особой» ответ-ственной родительской позиции в воспитании и развитии ребенка. Специалистами ОКУ ЦППМСП отмечается рост числа семей, активно участвующих в процессе воспитания через развитие ответственной родительской позиции. Все этапы медико-педагогического сопровождения записаны и встроены в обучающие ве-бинары для специалистов служб ранней помощи, которые транслируются на информаци-онном канале учреждения. На региональном уровне деятельность ОКУ ЦППМСП является обучающим компонен-том, который позволяет тиражировать наработанный опыт и организовать системную ра-боту по обучению специалистов и семей с детьми коррекционно-педагогическим техноло-гиям и медико-реабилитационным практикам. Данные технологии нашли поддержку со стороны органов исполнительной власти здра-воохранения, образования и науки, социального обслуживания населения региона в части тиражирования практики на региональном уровне, которые провели вебинар по ознаком-лению с разработанной практикой и рекомендовали своим службам внедрить ее в дея-тельность учреждений. Практика тиражируется через проведение вебинаров, обучение сотрудников служб со-провождения региона методам и приемам работы с детьми целевой группы с двигатель-ными нарушениями; представлена и передана специалистам медико-педагогического про-филя на печатных и электронных носителях
Ресурсное обеспечение практики
Нормативным актом для реализации данной практики на региональном уровне является Регламент межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих услуги ранней помощи, утвержденный на заседании межведомственного координационного совета по оказанию ранней помощи детям и их семьям при Губернаторе Курской области (протокол от 18.03.2020 №1), Межведомственный приказ комитета образования и науки Курской области, комитета социального обеспечения Курской области, комитета здравоохранения Курской области от 07.05.2018 №1-452/127/211 «Об утверждении Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры системы ранней помощи детям с выявлен-ными нарушениями развития, угрозой их возникновения, детям с ограниченными воз-можностями здоровья, инвалидностью и семьям, их воспитывающим, в Курской области на 2018-2019 годы»; Межведомственный приказ от 18.06.2019 №260/88/392/1-736-7 «Об утверждении комплекса мер «Ресурсы семьи» по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспи-тания детей в Курской области на 2019-2020 годы»; приказ комитета здравоохранения Курской области от 17.06.2022 №429 «Об организации работы медицинских организаций по оказанию ранней помощи детям в Курской области». Локальный акт о внедрении практики, программа комплексного медико-педагогическое сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями, куда включены разделы коррек-ционно-педагогической работы учителя-дефектолога и инструкции по проведению заня-тий врачами и другим медицинским персоналом с использованием медико-реабилитационного оборудования. Кадровое обеспечение реализации практики составля-ют врачи-неврологи, врачи и инструкторы ЛФК, учителя-дефектологи и воспитатели групп кратковременного пребывания ОКУ ЦППМСП. Цифровым ресурсом практики яв-ляется Региональная информационная система РИС «Помощь» (http://rispomosh.ru/), раз-дел сайта и информационный канал ОКУ ЦППМСП, где представлены материалы и реко-мендации для родителей по различным вопросам помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Организации — партнеры
Внедрение практики осуществляется через активное сотрудничество с 29 организациями-партнерами различной ведомственной подчиненности (здравоохранения, образования, социального обслуживания населения) на базе которых функционируют: 2 кабинета пси-холого-педагогической поддержки и реабилитации семьи, Центр и 19 кабинетов раннего вмешательства, 8 лекотек, 16 групп кратковременного пребывания, 4 мобильные бригады, 3 консультативных пункта для родителей. Организации-партнеры имеют подготовленный кадровый персонал и планируют приобретение части оборудования для внедрения данной практики
Дополнительные материалы
Название организации
Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Адрес (юридический/фактический)
305000, Курская область, г. Курск, ул. Кирова, д. 7
Руководитель организации
Зубарева Татьяна Григорьевна
Контактное лицо
Новикова Инна Игоревна
Электронная почта
pmc-kursk@yandex.ru
Сайт
pmckursk.ru
Фото материалы