загрузка...

Виртуальная выставочная площадка

 
Cубъект РФ, МО, Организация
Наименование практики
Организация деятельности социальной службы "Семейная диспетчерская"
География реализации практики
Чувашская Республика, г. Чебоксары
Период внедрения практики
апрель 2021 года - по настоящее время
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Проект «Мой семейный центр», на основе которого запущена реализация практики, стал одним из победителей в конкурсном отборе инфраструктурных проектов по созданию специализированных социальных служб, оказывающих помощь детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации по конкурсному направлению: «Организация деятельности социальной службы «Семейная диспетчерская». Социальный проект получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на сумму 2,4млн. рублей
Целевые группы
222 семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитываются 372 ребенка
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В настоящее время в Чувашской Республике активно идет процесс реализации государственных национальных проектов, ориентированных на повышение рождаемости, поддержку семей и детей, обеспечение им установленных социальных гарантий. Создана и функционирует сложная и достаточно разнообразная социальная система служб и организаций. Но, в то же время остается на прежнем уровне количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи и поддержке. Так, в столице Чувашской Республике на протяжении последних трех лет на учете участковой социальной службы состоят порядка 6815 семей, в которых воспитывается 13422 детей. 90% этих семей имеют низкий социально-экономический статус. Растет численность многодетных семей: 2018 год – 1606 (5230 детей), 2019 год – 1650 (5575 детей), 2020 год – 1764 (5530 детей), испытывающих потребность в получении адресной комплексной помощи и поддержки. Остается достаточно высокой численность семей с детьми-инвалидами – 800 семей (971 ребенок), 75% которых испытывают полную или частичную социальную изоляцию; численность семей, находящихся в социально опасном положении – 343 семьи (644 ребенка), где необходимо непрерывное социальное сопровождение. Для 70% вышеперечисленных категорий семей ввиду низких доходов недоступны современные способы получения информации о существующей помощи и поддержке, позволяющих преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию. Для 35-40% семей ввиду полной или частичной изоляции многие виды услуг недоступны. 5% семей в силу инфантильности, частичной деградации не в состоянии самостоятельно пройти весь построенный в программах реабилитации социальный маршрут. Налицо выступает потребность в некой структуре, централизующей весь комплекс услуг; упрощающей процедуру обращения и получения различных видов помощи и поддержки; повышающей доступность использования электронных ресурсов. Особую актуальность это приобретает в столице Чувашской Республики – г. Чебоксары, где проживает большая часть населения и сконцентрирована значительная часть всех учреждений и организаций. Решением проблем может стать социальная служба – диспетчерская «Мой семейный центр», действующая по принципу «единое окно», позволяющая обеспечить не только объединение всех социальных ресурсов, но и их доступность для семей с детьми целевой группы.
Цель практики
Консолидация социальных служб г. Чебоксары по оказанию оперативной комплексной помощи и поддержки семьям с детьми посредством создания на базе БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии службы «Мой семейный центр».
Задачи
1. Создать единую стабильно функционирующую в г. Чебоксары систему предоставления социальных услуг и социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в помощи государства. 2. Создать современную систему информирования семей с детьми целевой группы, повышающую доступность социальной помощи и поддержки. 3. Отработать подходы к обеспечению доступности, оперативности помощи и поддержки, оказываемой семьям с детьми целевой группы специалистами службы «Мой семейный центр». 4. Обеспечить условия для активизации потенциала семей с детьми в преодолении сложившейся трудной жизненной ситуации, в профилактике семейного неблагополучия, включая создание и поддержку постоянно действующей сети родительских клубов, организацию социального сопровождения.
Краткое описание практики
«Мой семейный центр» - совершенно новая служба, аналогов которой на сегодняшний день в Чувашской Республике нет. Он функционирует по принципу «единого окна», что существенно упрощает процедуру обращения и получения различных видов помощи и поддержки, повышает для многих семей с детьми доступность использования современных электронных ресурсов. Служба разделена на несколько зон: 1) зона ресепшен – это «точка входа» семьи, нуждающейся в предоставлении той или иной социальной услуги. Алгоритм действий диспетчера достаточно прост: прием звонка, знакомство, проговаривание имеющего запроса, параллельная электронная фиксация полученных данных. Если компетенция диспетчера позволяет ответить на запрос гражданина, то кейс закрывается сразу, если нет, то диспетчер благодаря IP-телефонии может связать его с любым специалистом службы либо записать в удобное время на индивидуальный прием. 2) колл-студия - в основе работы специалистов лежит принцип «единого окна». Здесь можно получить консультации по мерам социальной поддержки, подачи документов на получение положенных мер социальной поддержки, отслеживание результатов; подать документы на получение места в образовательных организациях; записаться в организации здравоохранения, дополнительного образования, спланировать семейный досуг и многое другое. 3) экспертная студия - в рамках данной локации организуются индивидуальные приемы экспертов (в том числе из числа социальных партнеров) по вопросам защиты прав детей, назначения и выплат социальных пособий, трудоустройства и профессиональной переподготовки и многое другое. 4) медиа-студия - это место новых возможностей, место для себя, место поделиться опытом, место, где интересно и увлекательно, место узнавать новое, место теплых эмоций. На сегодняшний день происходит постепенное увеличение онлайн-сервисов: - модернизация официального сайта: создан баннер «Мой семейный центр», где ежемесячно выкладываются информационно-профилактические материалы, материалы по вопросам получения социальной помощи и поддержки, новости о деятельности службы «Мой семейный центр» (до 10 информаций в месяц): http://cheb-det-centr.soc.cap.ru/; - для удобства родителей вся размещаемая информация дублируется в Telegram, ВКонтакте (на ресепшене родителям раздаются QR-коды онлайн-сервисов центра, при необходимости специалисты оказывают помощь в подписке): https://vk.com/club128850830, https://t.me/srcncheb; - создана о Viber одноименная группа «Мой семейный центр», на сегодняшний день в ней состоят 708 родителей (ежемесячно число участников группы увеличивается на 15-20чел.); - разработана и запущена программа психолого-педагогического просвещения родителей в рамках онлайн-вебинаров ВКонтакте. Вебинары ежемесячно организуют психологи, специалисты по реабилитационной работе, специалисты по социальной работе с приглашением экспертов организаций-социальных партнеров. Наибольшую популярность у родителей получили встречи по вопросам взаимоотношений мужчины и женщины, разрешения внутрисемейных конфликтов; - с семьями, находящимися в социально опасном положении, внедрен в работу дистанционный социальный патронаж в Viber, WhatsApp, Telegram. Дистанционный патронаж при необходимости могут проводить одновременно все 6 специалистов службы с подключением заинтересованных специалистов субъектов профилактики, что в целом повышает оперативность профилактической и информационной работы. В разработке находится информационный портал «Социальный навигатор семьи» (nav-srcn.ru). Он будет являться специализированным ресурсом для семей с детьми г. Чебоксары. Информация будет размещена на сайте блоками, с легкой поисковой системой, что позволит родителям без труда отыскать на сайте необходимую информацию об организациях, оказывающих психологические, юридические, медицинские, образовательные, социальные и другие услуги по г. Чебоксары. Запуск портала планируется завершить до 30.09.2022. Для целевой группы сегодня доступны следующие услуги: - информационное консультирование по общим вопросам работы службы «Мой семейный центр» Благодаря установленной IP-телефонии количество принимаемых звонков в день увеличилось в 3 раза и в среднем составляет 60-65 звонков в день; - индивидуальное консультирование в экспертной студии: прием ведут 2 психолога, 1 юрисконсульт и 1 специалист по реабилитационной работе (логопед); - клубные занятия в медиа-студии: «Колыбель надежды» (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация развивающего сопровождения семей с детьми до 3 лет); «Женская академия «Веста» (профилактика семейного неблагополучия), «Территория игр» (профилактика правонарушений подростков). Комплексную помощь в текущем году получили 128 семей, социальное сопровождение осуществлялось в отношении 94 семей, находящихся в социально опасном положении, 137 подростков-правонарушителей. 16 семей, 16 подростков, в отношении которых осуществлялось социальное сопровождение сняты с учета в связи с полной реабилитацией.
Социальные результаты
Выполнение поставленных задач с одной стороны даст возможность: - централизовать весь комплекс социальных услуг, оказываемых семьям с детьми и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; - упростить процедуру обращения и получения различных видов помощи и поддержки по принципу «единое окно»; - повысить профессиональные компетенции руководителей и специалистов по вопросам применения современных технологий и методов социального обслуживания и сопровождения, взаимодействия с родителями (законными представителями), в том числе с использованием новых информационных ресурсов; - активизировать потенциал семей с детьми в преодолении сложившейся трудной жизненной ситуации, в профилактике семейного неблагополучия; с другой стороны: - увеличит на 155 единиц число семей, получивших помощь в виде социального сопровождения; - уменьшит на 10% число семей, находящихся в социально опасном положении; - увеличит на 20% численность семей, преодолевших трудную жизненную ситуацию.
Этапы внедрения практики
1. Разработка концепции создания новой службы «Мой семейный центр». 2. Проведение работ по ребрендингу помещений службы, закупка оборудования. 3. Освоение специалистами службы таких социальных технологий как «Семейная диспетчерская», «Технология приема, обработки и маршрутизации сигнала», «Перезагрузка» (социальная реабилитация семей и детей), «Работа со случаем», «Точка опоры». 4. Разработка и запуск в работу новых онлайн-сервисов для семей с детьми. 5. Апробация и внедрение в работу новых видов социальных услуг, в том числе оказываемых дистанционно. 6. Анализ внедрения практики, внесение коррективов. 7. Трансляция опыта создания службы «Мой семейный центр». Координацию деятельности и взаимодействие исполнителей обеспечивает созданный координационный совет, в состав которого входят представители центра, организаций-соисполнителей реализации мероприятий проекта, Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Социальная значимость
Внедрение практики в целом для г. Чебоксары заключается в появлении успешно функционирующей социальной службы – диспетчерской «Мой семейный центр», действующая по принципу «единое окно», позволяющая обеспечить не только объединение всех социальных ресурсов, но и их доступность для семей с детьми целевой группы. В процессе внедрения практики заложена тенденция: - присоединения других заинтересованных партнеров (учреждения здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, общественные организации); - расширения целевой группы проекта; - возникновения новых направлений клубной работы; - развитие онлайн технологий. Практика может быть легко воспроизведена в как других муниципалитетах Чувашской Республике, так и других регионах России. Она адаптируема, то есть в зависимости от интересов целевой группы, состава служб и других условий возможны изменения без увеличения затрат по внедрению. Согласно решению министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики опыт работы службы «Мой семейный центр» будет тир
Ресурсное обеспечение практики
1) финансовые ресурсы: в рамках внедрения практики учреждение вложило в создание новой социальной службы «Мой семейный центр» 5391365 рублей (собственные средства – 4987565 рублей, привлеченные средства 403800 рублей); 2) материально-технические ресурсы: здание со всеми инженерно-коммуникационными, электрическими системами и устройствами в г. Чебоксары, оборудованный отдельный вход для маломобильных граждан; отремонтированные и меблированные в соответствии с разработанным брендбуком помещения службы: ресепшен, колл-студия, экспертная студия, медиа студия; вывеска, информационные стенды; единая униформа для специалистов службы; вывески, указатели, стенды, канцелярские товары, частично – оборудование, расходные материалы, методические средства; 3) информационные ресурсы: доступ к интернету, официальный сайт: www.cheb-det-centr.soc.cap.ru, страницы в социальных сетях: https://t.me/srcncheb https://vk.com/club128850830 https://www.facebook.com/groups/470978066795295, выход в СМИ: газета «Чăваш хĕрарăмĕ» (Чува
Организации — партнеры
1. Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике: обеспечение дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей при предоставлении услуг, индивидуальные встречами с семьями в Экспертной студии. 2. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики: координация деятельности органов и организаций в процессе оказания оперативной помощи семьям с детьми целевой группы, актуализация реестра организаций социальной сферы г. Чебоксары. 3. КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии: актуализация информации о действующих мерах социальной поддержки, индивидуальный прием посетителей по социальным, правовым вопросам.
Название организации
Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Адрес (юридический/фактический)
428027, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Хузангая, д.29 "А"
Руководитель организации
директор Рябинина Лариса Владимировна
Контактное лицо
Афанасьева Наталья Павловна
Электронная почта
ryabinka29@mail.ru
Социальные сети
Фото материалы