загрузка...

Виртуальная выставочная площадка

 
Cубъект РФ, МО, Организация
Наименование практики
Практика 1
Номинация
География реализации практики
Технология непрерывного дистанционного сопровождения семей в течение полутора лет (с 2018 года) внедрена и успешно используется в 20 учреждениях социальной защиты, здравоохранения и образования Республики Хакасия. Из 13 муниципальных образований практика применяется в 5 городских округах и одном муниципальном районе.
Период внедрения практики
с сентября 2018 г. по декабрь 2019г.
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
«Комплекс мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Республике Хакасия 2018-2019 годы»
Целевые группы
1. дети в возрасте от 0 до 3 лет – 739 чел. в том числе: дети-инвалиды – 128 чел.; 2. дети с ограниченными возможностями здоровья – 611 чел.; 3. семьи, в которых эти дети воспитываются
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
На фоне растущего числа детей с перинатальной патологией возникает потребность в разработке и внедрении инновационных технологий, направленных на повышение эффективности оказания социальных услуг. В рамках реализации Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Республике Хакасия, обеспечена доступность систематической дистанционной помощи для специалистов, сопровождающих семьи целевой группы по месту жительства в отделениях социальной поддержки населения, а также проведения реабилитации в домашних условиях для семей, воспитывающих детей целевой группы и проживающих в отдаленных районах республики.
Цель практики
Оказание помощи детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии раннего возраста, испытывающим трудности в получении комплекса мер по реабилитации и абилитации, в том числе проживающим в отдаленной местности.
Задачи
1. Создать республиканский ресурсный центр службы ранней помощи на базе ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», обеспечивающий координацию работы служб ранней помощи: формирование банков эффективных технологий и методик работы по организации ранней помощи в республике, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ раннего возраста. 2. Координировать работу консультационных пунктов ранней помощи в отделениях социальной поддержки населения и сопровождение семей с детьми-инвалидами и ОВЗ раннего возраста. 3. Обеспечить доступность систематической дистанционной помощи для специалистов, сопровождающих семьи целевой группы по месту жительства в управлениях социальной поддержки населения, а также проведения реабилитации в домашних условиях для семей, воспитывающих детей целевой группы и проживающих в отдаленных районах республики.
Краткое описание практики
Дистанционная абилитация – это технология, позволяющая использовать современные информационно-компьютерные средства для дистанционного проведения пролонгированного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения не только ребенка с нарушением развития, но и членов его семьи. Реализация программы «Дистанционная абилитация» дает возможность специалистам ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей» осуществлять оперативное методическое сопровождение деятельности специалистов управлений социальной поддержки населения республики по вопросам реабилитации детей с нарушениями развития. Сеансы видеосвязи с отделениях проходят согласно плану один раз в месяц или по запросу. Видеоматериалы занятий и практикумов специалистов отправляются специалистам отделений УСПН по электронной почте, для возможности использования их в работе по просвещению и обучению родителей. Так, на базе центра состоялся сеанс видеосвязи, в рамках которого социальным педагогом был проведен практикум для родителей, посвященный вопросам развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Инструктором по труду был подготовлен и проведен видео-мастер-класс для родителей «Как изготовить пальчиковый театр своими руками», в рамках которого специалист рассказала о возможностях использования пальчиковых кукол в развитии детей раннего возраста, видах игрушек для пальчикового театра и наглядно показала, как изготовить их из различных доступных материалов в домашних условиях. Дефектологом было проведено практическое занятие для родителей «Учим цвета просто и весело». Специалист рассказала родителям об особенностях развития цветового восприятия детей (ребенок учится сначала отделять нужный ему цвет от другого и только потом учится называть цвета). Ею были продемонстрированы варианты игр и упражнений для развития цветового восприятия детей раннего возраста. Педагогами-психологами был подготовлен практикум «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста», в рамках которого специалисты рассказали о различных вариантах игр с песком, в которые можно играть с детьми дома, чем полезны игры с песком, какие виды песка существуют, а также как подготовить песок к использованию в домашних условиях и чем его можно заменить. Хотим отметить актуальность консультативной помощи родителям в дистанционной форме (онлайн, посредством видеосвязи SKYPE) в домашних условиях или на базе отделений УСПН. Консультации проводят квалифицированные специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию и другие специалисты. Индивидуальные консультации осуществляются по запросу родителей по свободному графику, в удобное для них время; они позволяют продолжить процесс реабилитации дома, после двухнедельного курса на базе реабилитационного центра. Так учителем-логопедом была проведена дистанционная консультация по запросу родителя ребенка двух с половиной лет на тему «Запуск речи у неговорящего ребенка. Игры и упражнения для развития экспрессивной речи». В ходе консультации логопед рассказала об особенностях речевого развития в 2-3 года и возможных причинах отсутствия речи. Специалист рассказала, как побуждать ребенка говорить, задавая простые вопросы и обращаясь к нему с посильными просьбами. Были даны рекомендации по общению с ребенком, развитию артикуляционного аппарата и сенсорного восприятия. Руководителем физического воспитания была проведена дистанционная консультация по запросу специалиста отделений УСПН г. Абакана для родителей детей раннего возраста на тему «Бобат-терапия в ЛФК для детей раннего возраста». В ходе консультации специалист рассказала об особенностях проведения лечебной физкультуры и Бобат-терапии в домашних условиях для детей в возрасте от рождения до 2 лет при различных двигательных нарушениях. Родителям были предоставлены рекомендации и видеоматериал, демонстрирующий различные упражнения, которые они могут использовать для наглядности в домашних условиях, проводя Бобат-терапию со своим ребенком. Таким образом, если возможности родителей не позволяют очно посетить Центр, то они могут получить профессиональную консультацию по интересующему вопросу, касающемуся реабилитации и абилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья от специалистов реабилитационного центра, посредством индивидуальной SKYPE-консультации непосредственно по месту жительства, а также могут получить психологическую помощь в решении конфликтных ситуаций в семье, и профессиональную поддержку в стрессовых ситуациях. Инновационная технология непрерывного дистанционного сопровождения семей в центре реализуется через службу «родительского игрового абонемента». Что она собой представляет? Специалисты центра проводят обучающие игровые сеансы для родителей в качестве экспресс-консультаций по выбору дидактических игр и игрушек. Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по использованию игрового материала в связи с той или иной ситуацией, связанной с
Социальные результаты
1. Специалистами реабилитационного центра на регулярной основе проводится методическое сопровождение деятельности специалистов отделений социальной поддержки населения МО республики, им отправляются видеоматериалы занятий и практикумов, для возможности использования их в работе с родителями. 2. Консультативная помощь родителям осуществляется посредством SKYPE в домашних условиях или на базе УСПН. Индивидуальные консультации осуществляются по запросу родителей и специалистов в удобное время, их проводят квалифицированные специалисты. 3. За 2018-2019 годы 779 семей с детьми раннего возраста получили консультационные услуги и обучение дистанционно. Один из примеров эффективности дистанционных занятий: курс реабилитации на базе центра прошла семья с ребенком 8 месяцев (Коля О.). На момент поступления в центр, ребенок не сидел, не вставал на четвереньки, не ползал. После курса реабилитации мальчик стал вставать на четвереньки и сел. Работа руководителя физического воспитания с семьей продолжилась дистанционно: через две недели занятий со специалистом по SKYPE, ребенок начал ползать.
Этапы внедрения практики
1. Создание республиканского ресурсного центра службы ранней помощи на базе ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями». 2. Внедрение в работу специалистов технологий по ранней диагностике нарушений развития и социальному сопровождению семей с детьми раннего возраста. 3. Обеспечение раннего выявления детей с нарушениями развития. Повышение уровня информированности родителей (иных законных представителей и формирование активной позиции в вопросах здоровья детей. 4. Повышение доступности реабилитационных услуг посредством сеансов видеосвязи и родительского игрового абонемента. Поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста с проблемами здоровья и развития. 5. Обеспечение обобщения и распространения инновационного опыта оказания комплексной помощи детям раннего возраста и воспитывающим их семьям. Механизм контроля качества услуг: Проведение анкетирования семей, воспитывающих детей раннего возраста, получивших услуги ранней помощи. Оценка показателей также производилась на основании мониторинга результативности Комплекса мер, ежегодных информационно-аналитических материалов, результатов деятельности по мероприятиям. Проведение анкетирования семей, воспитывающих детей раннего возраста, получающих услуги ранней помощи в учреждениях социального обслуживания. За 9 месяцев 2018 года проанкетировано 300 родителей с целью выявления детей с нарушениями развития, анкета «Оценка эффективности реализации комплексной индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи» утверждена приказом по учреждению № 28 от 04.04.2018 года.
Социальная значимость
Дистанционная абилитация – это технология, позволяющая использовать современные информационно-компьютерные средства для дистанционного проведения пролонгированного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения не только ребенка с нарушением развития, но и членов его семьи. Посредством службы родительского игрового абонемента родители грамотно используют игровой материал в связи с той или иной ситуацией, связанной с развитием ребенка с ограниченными возможностями раннего возраста в домашних условиях.
Ресурсное обеспечение практики
-телевизор Samsung UE65MU7100 черный с кронштейном. -портативный видеоплеер DEXP GP-09D видеокамера Panasonic VXF990 черный/1хКарта памяти KingstonCanvasGo SDXC class 10 128 Гб [SDG/128GB] + штатив -компьютер (ноутбук) DellVostro 3578-4025 черный+GeniusXScroll V3 USB+MicrosoftWindows 10 Pro + MicrosoftOffice 2016 для дома и бизнеса. -компьютеры с ПО MS windows, MS Office. - Компьютерные игровые технологии. -дидактический материал для работы с детьми раннего возраста. Положение о Ресурсном центре (приказ директора № 27 от 04.04.2018 г.) План работы Ресурсного центра по дистанционной абилитации семей, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Индивидуальная программа (маршрутный лист) приказ № 28 от 04.04.2018г. Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, методист, педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, специалисты по реабилитации в социальной сфере, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. В 2018 году 4 специалиста Центра прошли повышение квалификации: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации: «Инновационная технология социального сопровождения и управления процессом реабилитации/абилитации детей-инвалидов «Интеграционный консультант» в объеме 54 академических часа г. Москва. Период обучения – 22.10.18г-25.10.18г. Стажировочная площадка «Инновационные технологии работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в системе ранней помощи». г. Астрахань. Период обучения – 12.11.18г.-16.11.18г.
Организации — партнеры
Саяногорский реабилитационный центр имеет богатый опыт взаимодействия с волонтерами, привлекая к благотворительной и волонтёрской деятельности общественные организации, фонды, спонсоров и просто неравнодушных людей. Длительное время осуществляется взаимодействие по реализации социально-значимых проектов с волонтерами Краеведческого музея, Централизованной библиотечной системой г. Саяногорск, Центром социальных программ ОК РУСАЛ, Молодежным советом МО г. Саяногорск, клуб моржей «СаянМорж», ГАПОУ РХ «Саяногорский политехнический техникум», молодежный Совет промплощадки РУСАЛа. В Центре проведено 8 совместных мероприятий различной направленности, в мероприятиях приняли участие более 464 родителя и 476 детей.
Название организации
Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»
Адрес (юридический/фактический)
655600, Республика Хакасия, г. Саяногорск, Центральный микрорайон, д.5
Руководитель организации
Овчинникова Татьяна Валерьевна 8(39042) 2-38-77
Контактное лицо
Юрковец Екатерина Тимофеевна, заместитель директора по воспитательной работе 8(39042) 2-15-60
Электронная почта
sayanreabil@yandex.ru
Социальные сети
Фото материалы