Cубъект РФ, МО, Организация
Программа подготовки волонтеров «Навигатор»
География реализации практики
Проект реализуется в 10 образовательных организациях 7 муниципальных образований Ставропольского края (охват 21 % от общей доли территории): г. Ставрополь, г. Невинномысск, г. Лермонтов, Апанасенковский, Александровский, Туркменский, Труновский городские округа
Период внедрения практики
Программа была разработана и внедрена в 2016 году. Период внедрения практики 7 лет (2016-2022 гг.)
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Программа была разработана и апробирована в рамках реализации краевой программы «Защитим детей от насилия» на 2015-2017 годы, финансируемой за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Студенты и учащиеся организаций среднего и высшего образования Ставропольского края
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Несмотря на развитие в Ставропольском крае кризисной помощи в течение последних лет, сохраняется огромная потребность в большей доступности и вариативности экстренной психологической помощи детям и подросткам. Это привело к необходимости поиска новых эффективных форм оказания первой психологической поддержки несовершеннолетним.
Развитие и внедрение в крае практики подготовки волонтеров предоставляет студентам и учащимся возможность развивать необходимые навыки оказания первой психологической помощи, что позволяет оперативно реагировать на острые проблемы детей и подростков края, такие как недостаточное развитие защитных механизмов и адаптационных ресурсов совладания с длительным стрессом, характерное для пубертатного периода, что может приводить к повышенной эмоциональной возбудимости, агрессивности, подавленности, употреблению ПАВ и другим негативным проявлениям (аутодеструктивное, аддиктивное поведение, тревоги по поводу будущего, длительный стресс и т.п.)
Развитие в Ставропольском крае новых технологий первой психологической помощи детям и подросткам и обучение волонтеров эффективным копинг-стратегиям психологической поддержки несовершеннолетних в кризисной ситуации, первичная профилактика неблагоприятных явлений в детской и подростковой среде (детский суицид, жестокое обращение, злоупотребление ПАВ, конфликты), пропаганда здорового образа жизни
Расширение доступности и вариативности получения психологической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации; обучение волонтеров интерактивным психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы и развитие у них навыков оказания социальной поддержки подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; совершенствование системы профилактики детского неблагополучия в образовательных организациях; информирование населения об организациях, оказывающих помощь семье и детям в кризисной ситуации
Краткое описание практики
Программа «Навигатор» направлена на подготовку групп лидеров студентов к деятельности по профилактике детского неблагополучия. Системообразующим элементом практики является принцип «равный – равному», при котором значимая информация передается через доверительное общение подготовленных волонтеров со сверстниками.
Обучение волонтеров проводится с помощью тренинговой работы, которая включает в себя интерактивные методы обучения, позволяющие через общение более глубоко осознать мотивы участия в добровольческой деятельности. В ходе группового обучающего процесса учащиеся овладевают конструктивными формами поведения, развивают стрессоустойчивость, самостоятельность и ответственность за собственную жизнь. Кроме того, тренинговая форма работы предполагает социально-психологическую поддержку волонтеров в их стремлении привлекать молодое поколение к конструктивным формам взаимодействия, развивать уже имеющиеся навыки работы с людьми, осознать свой стиль в общении и
скорректировать его (навыки ведения разговора, невербального общения,
эффективного слушания, понимания других людей).
Обучение волонтеров проходит в группах численностью 14 - 18 человек. Основные методы работы: дискуссия, мозговой штурм,
работа в малых группах, фокус-группах, ролевые игры, деловые игры, коммуникативные игры, групповые упражнения, коллективные задания, игры-разминки, игры-ритуалы, беседы, ситуационные задания.
Программа рассчитана на 46 часов и состоит из 2 блоков.
Первый блок включает в себя:
1. Подготовительный этап: мониторинг текущего состояния волонтерской деятельности по профилактике асоциальных явлений в детской и подростковой среде в образовательной организации (территории). Формирование актива волонтерских профилактических групп. Разработка программно-методического обеспечения деятельности волонтерских профилактических групп (изготовление наглядных информационно-просветительских материалов, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ и других асоциальных явлений, разработка сценариев профилактических мероприятий,
тематическая аудио- и видеопродукция и др.).
Разработка системы информационно-методического сопровождения программы (СМИ, образовательные организации).
2. Основной этап: проведение основных мероприятий программы, согласно разработанному плану. При актуализации личных переживаний участников группы
предусмотрены индивидуальные психологические консультации.
3. Заключительный этап: оценка эффективности программы (динамика ее реализации оценивается на супервизиях ведущих с периодичностью 1 раз в неделю).
Второй блок включает:
1. Этап сопровождения волонтеров: организационные консультации выпускников программы по вопросам разработки профилактических мероприятий;
подготовка профилактических мероприятий;
проведение мероприятий на базе образовательной организации;
профессиональные консультации и супервизии по итогам проведения мероприятия, с целью методического разбора и поддержки выпускников-волонтеров;
создание и реализация собственного проекта, направленного на решение актуальных проблем Ставропольского края;
проведение мероприятий для волонтеров-выпускников, направленных на профилактику эмоционального выгорания не менее двух раз в год.
Инновационным направлением проекта является обязательное сопровождение волонтеров в период применения полученных навыков через предоставление профессиональных консультаций и супервизий, с целью повышения качества предоставления первой психологической помощи детям и подросткам в Ставропольском крае.
За время внедрения данной практики было подготовлено 255 волонтёров, которые провели 1530 просветительских мероприятий.
Реализация данной программы позволила волонтерам расширить представления о психологическом и эмоциональном здоровье человека, приобрести навыки ответственного отношения к себе и другим; повысить социально-психологическую ориентацию волонтеров в обществе, предупредить ситуации рискованного поведения среди детей и подростков, приобрести навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях, развить вариативные формы поддержки детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Были проинформированы более 5000 несовершеннолетних, находящихся в кризисной ситуации о возможностях обращения за психологической помощью в учреждения Ставропольского края
2016 год - разработка программы, подбор кадров, подготовка необходимых ресурсов. 2017 год - реализация программы на базе ГБОУ «Краевой психологический центр» (30 человек), анализ результатов, привлечение научного обоснования и получение рецензии кафедры воспитания, социализации и развития личности ГБОУ ВО СГПИ. 2018 год - апробация программы в рамках инновационной деятельности на базе 2 организаций Ставропольского края: ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» и ФГБОУ ВО «Ставропольский аграрный университет» (45 человек). По итогам апробации программы была составлена аналитическая справка, акт о внедрении результатов методической разработки программы. 2019-2020 годы - реализация программы на базе образовательных организаций г Ставрополя. 2021 год - расширение сети учреждений для реализации программы «Навигатор» по работе с волонтёрами и обучение специалистов для реализации проекта на базе новых площадок (9 организаций). В рамках реализации программы регулярно проводился мониторинг интереса участников группы и успешности освоения программы. Наибольшую заинтересованность вызвали темы, связанные с возрастными и индивидуальными особенностями и потребностями детей и подростков, особенности взаимодействия волонтера с разными возрастными группами, конфликты и пути их разрешения, непредвиденные ситуации в работе волонтера, планирование и логика профилактического мероприятия для детей и подростков, игровой инструментарий
Развитие и внедрение эффективных форм оказания первой психологической помощи детям и подросткам, находящимся в кризисной ситуации, посредством обучения волонтеров в Ставропольском крае позволило оперативно реагировать на острые проблемы детей и подростков, связанные с предотвращением негативных последствий кризисных ситуаций (детский суицид, психоэмоциональные нарушения, жестокое обращение, насилие). Расширилась доступность и вариативность получения необходимой помощи детям и подросткам в кризисной ситуации. Были подготовлены квалифицированные специалисты для организации и осуществления эффективной помощи ребенку в ситуации критического инцидента на уровне края. Совершенствовалась система профилактики детского неблагополучия в образовательных организациях. Создана информационная база организаций, оказывающих помощь семье и детям в кризисной ситуации
Ресурсное обеспечение практики
Для реализации программы необходимо: специалисты, подготовленные для ведения групповой работы (2 человека); методические и дидактические материалы: диагностические и игровые методики, методические рекомендации, информационные материалы, плакаты, карточки, отрывки из фильмов на электронных носителях, программа тренинговых занятий; материальные ресурсы/оборудование: помещение 35-40 кв. метров, 22 стула, 2-3 стола для размещения раздаточного и демонстративного материалов, психологических игр, флипчарт, канцелярские товары; печатная рекламная продукция/изготовление. Были подготовлены нормативные документы: приказ об утверждении программы подготовки волонтеров «Навигатор» от 24.10.2016 №-138 о/д; соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями края (организации-партнеры)
Образовательные организации Ставропольского края, с которыми заключены соглашения о реализации на их базе программы «Навигатор» (ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное; ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»; ГБПОУ «Невинномысский химико-технологический колледж»; ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж»; МБОУ лицей 10 г. Ставрополя; ГБПОУ «Лермонтовский региональный многопрофильный колледж»; ГБПОУ «Невинномысский энергетический техникум»); ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум»
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (ГБОУ «Краевой психологический центр»)
Адрес (юридический/фактический)
улица Мира, 285, город Ставрополь, Ставропольский край, Российская Федерация, 355035
Заика Елена Васильевна, 8 (8652)234597
Гладченко Лариса Геннадьевна, заместитель директора по организационной работе, 8 (8652) 246536