Cубъект РФ, МО, Организация
Кризисная онлайн-диспетчерская «ТыНеОдин26.ру»
География реализации практики
г. Ставрополь, Ставропольский край
Период внедрения практики
С 2007 г. запущена новая форма работы – горячая линия по детско-родительским отношениям «Служба семьи». В 2018 г. начала свое функционирование консультативная онлайн-диспетчерская в WhatsApp. В 2021 г. появилась идея увеличить охват потенциальной аудитории путем увеличения количества платформ с включением в структуру Детского телефона доверия. С июля 2022 г. данную идею удалось реализовать.
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Данная практика активно аппробировалась и реализовывалась в рамках инновационной социальной технологии «Family light» при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С 2022 года кризисная онлайн диспетчерская «ТыНеОдин26.ру» функционирует в рамках Комплекса мер Ставропольского края, направленного на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечения безопасности детей «Ценю жизнь»
Несовершеннолетние, пострадавшие от жестокого обращения и насилия, в том числе их матери
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Лица, повергшиеся насилию и жестокому обращению, зачастую находятся в остром эмоциональном состоянии, переживают кризис доверия и собственного бессилия, у них отсутствует ощущение безопасности и стабильности.
В связи с этим именно дистанционный формат диспетчерской расширяет возможности оказания психологической помощи этим людям, обеспечивает высокую анонимность и конфиденциальность обращения, что способствует формированию безопасного пространства, наполненного принятием и поддержкой
Оказание высококвалифицированной психологической помощи пострадавшим от жестокого обращения и обеспечение безопасности детей, в том числе профилактическая работа, направленная на предупреждение рисков попадания в ситуацию насилия, в том числе воздействия негативного контента и экстремистских организаций
1. Оказание экстренной психологической помощи гражданам, пострадавшим от жестокого обращения.
2. Актуализация личностных ресурсов жертв насилия, повышение их самооценки.
3. Формирование мотивации на обращение за психотерапевтической помощью.
4. Повышение информированности о возможностях получения очной психологической помощи.
Краткое описание практики
Дистанционный формат диспетчерской расширяет возможности оказания психологической помощи тем детям, подросткам, взрослым, которым небезопасно говорить в текущей кризисной ситуации, встретиться лицом к лицу с психологом. Они могут использовать вымышленные имена и скрывать свое лицо.
Детский телефон доверия является частью диспетчерской, он дает возможность оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам, а также родителям, обеспечивает голосовой контакт с консультантом тем, кому это необходимо в целях разрешения кризисной ситуации, буллинга, жестокого обращения с ребенком и т.д.
Комплексное использование диспетчерской и детского телефона доверия обеспечивает запросы современных детей и подростков и дает шанс как можно большему числу несовершеннолетних обратиться за психологической помощью и разрешить текущую кризисную ситуацию.
https://algis26.ru/
За период реализации идеи оказания дистанционной психологической помощи посредством телефона и мессенджеров можно отметить следующие результаты: 21% от числа обратившихся замотивированы на получение очной психологической помощи;
в 2% случаев осуществлялся выезд мобильной бригады в связи с поступившими сигналами о фактах жестокого обращения;
86% повторно обращались за дистанционной консультативной помощью;
11 специалистов учреждения прошли тематическое обучение по вопросам оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
Кроме того, обобщая опыт работы, были подготовлены методические рекомендации и алгоритмы помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения
Началом реализации практики можно считать выявление потребности организации подобной службы. Так, например, в ходе проведения просветительских мероприятий на базе образовательных учреждений города стала явной проблема отсутствия централизованной службы, призванной помогать детям, подросткам, родителям, оказавшимся в психологически неблагоприятных условиях. На основе полученной информации была инициирована подготовка нормативно-правовой базы для создания «горячей линии» по вопросам детско-родительских отношений, осуществлялась обширная методическая подготовка специалистов путем прохождения курсов повышения квалификации, обучающих семинаров и вебинаров. В целях контроля качества услуг еженедельно в ходе Методических Объединений психологов, педагогов-психологов осуществлялось представление случаев обращения, анализ результатов, корректировка тактики работы. На протяжении всего периода своего существования регулярно проводится мониторинг эффективности работы службы семьи и диспетчерской, осуществляется методическая поддержка специалистов, оказывающих данные услуги населению, анализируется полученный опыт. Данная систематичность позволяет внедрять более актуальные и действенные формы работы.
В ситуации кризиса, когда человек находится в растерянности, ощущает себя бессильным, не находит выхода, переживает эмоциональное потрясение, важным оказывается вопрос «Где искать помощи?». Особенно сложным этот вопрос оказывается для ребенка или подростка. Деятельность кризисной онлайн диспетчерской обеспечивает несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, возможность своевременно получить экстренную психологическую помощь что способствует стабилизации их психологического состояния, восстановлению безопасности их жизнедеятельности, предотвращает риск возникновения ПТСР. Кроме того, работа кризисной онлайн диспетчерской содействует формированию культуры обращения за психологической помощью, повышению уровня психологической грамотности несовершеннолетних.
Ресурсное обеспечение практики
Положение о Службе семьи ГБУСО «Психологический Центр»; Положение о консультативной службе семьи по проблемам детско-родительских отношений по телефону «горячей линии» ГБУСО «Психологический Центр»; Положение о кризисной онлайн-диспетчерской «ТыНеОдин26.ру» ГБУСО «Психологический Центр»; Положение о мобильной социальной службе ГБУСО «Психологический Центр»; Положение о службе Детского телефона доверия, работающего под единым общероссийским телефонным номером 88002000122, в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Благодарненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»; Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Буденновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра»; Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Изобильненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Ипатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал»; Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям»; Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Апанасенковский центр социальной помощи семье и детям»
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис» (ГБУСО «Психологический Центр»). 01.07.2022-30.06.2023 - региональная опорная площадка, оказывающая помощь детям с психоэмоциональными травмами
Адрес (юридический/фактический)
355037, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Фроленко, 22
Вакурова Виктория Ярославовна, 8(8652) 75-08-00
Фомущенко Елена Владимировна, заведующая отделением помощи семье и детям, 8(8652)75-80-00