загрузка...

Виртуальная выставочная площадка

 
Cубъект РФ, МО, Организация
Наименование практики
Программа поддержки и формирования ответственного поведения у подростков, находящихся в конфликте с окружением и законом, "Restart"
Номинация
География реализации практики
Томская область, 5 муниципальных образований (г. Томск, ЗАТО Северск, Томский район, Шегарский район, Колпашевский район)
Период внедрения практики
Отдельные элементы программы (наставничество, профильные смены, восстановительные программы) апробировались с 2017 года, в полноценном варианте комплексной программы практика реализуется в 2021 – 2022 годах. Полный цикл программы – 1 учебный год
Связь с проектами и программами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
самостоятельно
Целевые группы
К основной целевой группе практики относятся дети и подростки, находящиеся в конфликте с окружением, законом и самим собой, преимущественно от 10 до 15 лет. Это дети, имеющие трудности в поведении, общении со сверстниками или взрослыми, как правило, стоящие на различных видах профилактического учета (внутришкольный, учет в КДНиЗП, ПДН), склонные к употреблению психоактивных веществ, ненормативной лексики. Кроме того, в целевую группу могут входить подростки, ставшие участниками (жертвами или агрессорами) школьной травли, имеющие агрессивное поведение по отношению к окружающим. В практику включены и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию в результате затяжного конфликта со взрослыми (разрыв детско-родительских связей, острые супружеские конфликты, болезненные разводы и т.п.).
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В настоящее время весьма актуальной в России остается проблема преступности несовершеннолетних. Согласно данным МВД РФ, в год детьми и подростками совершается около 50 тыс. преступлений. По данным региональной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Томской области в 2021 году на учете состояли 3408 несовершеннолетних. Основную тревогу вызывают самые крупные территории Томской области – г. Томск, ЗАТО Северск, а также примыкающий к ним Томский район – здесь у подростков больше соблазнов, а у специалистов меньше времени, чтобы уделять им должное внимание из-за большой плотности детского населения; эти дети рискуют «затеряться» в общей массе и суете и чувствовать себя ненужными. Особого внимания требуют и отдаленные территории, в которых наблюдается высокий удельный вес подростков, привлеченных к уголовной ответственности. Там не всегда доступны передовые социальные практики. Причинами подростковых правонарушений часто выступают острые конфликты у детей в семье и школе, а факторами делинквентного поведения – трудности в поведении, обучении и коммуникации с окружающими и неумение взрослых конструктивно решать эти трудности. Наш опыт работы с такими подростками, особенно в рамках Территориальной службы примирения, говорит о возрастающей проблеме «трудного» поведения детей, об огромном запросе школ и семей на помощь в работе с конкретными детьми (с СДВГ, нарушениями дисциплины, коммуникации и др.). Все это происходит потому, что работа с подростками, находящимися в конфликте, сегодня имеет невысокую эффективность. Одной из причин является отсутствие глубокой содержательной работы со случаем подростка, «поточный» характер профилактики и отсутствие возможности уделять каждому подростку большое количество внимания. В системе зачастую нет значимых взрослых, кураторов или наставников, которые бы могли реально сопровождать подростка. Более того, наши наблюдения подсказывают: система профилактики построена таким образом, что чаще подросткам и их семьям предоставляются различные реабилитационные услуги на безвозмездной основе, в случае причинения вреда за его возмещение отвечают взрослые, а наказания за противоправные деяния не влекут за собой возникновение реальной, ощутимой ответственности за них. В результате у подростков формируется потребительское отношение к различного рода помощи, услугам, своего рода привыкание к тому, что им все время кто-то оказывает поддержку. Все это происходит на фоне распространения ценностей общества потребления, преобладания материальных интересов над духовными. Субъекты профилактики должны использовать такие технологии и программы, которые бы способствовали не только оказанию поддержки подросткам группы риска, обучению их социально важным навыкам, но и формировали (или восстанавливали) у них ценность ответственности перед самим собой, семьей и обществом. Необходим восстановительный подход в работе с несовершеннолетними и практики, направленные на актуализацию ответственного поведения.
Цель практики
Формирование у подростков из целевой группы проекта устойчивой мотивации на положительные изменения в их жизни, ответственного отношения к собственному поведению, окружающим людям и обществу через реализацию реабилитационной программы, построенной на появлении значимых взрослых в жизни подростка и получении созидательного опыта.
Задачи
- Расширение и укрепление профессиональной команды специалистов и волонтеров, способных работать с проблемными подростками, налаживание тесного взаимодействия между ними и специалистами системы профилактики, обеспечение согласованности подходов и действий в работе со случаями подростков. - Создание принимающего реабилитационного пространства для подростков, находящихся в конфликте, в котором будут выстраиваться доверительные отношения между детьми и взрослыми и расширяться сообщество значимых людей. - Трансляция подросткам ответственной коммуникации с окружающими людьми, закладка у них установок на ответственное потребление, заботу об окружающей среде и месте обитания; формирование умения ценить помощь близких и хорошее отношение сообщества. - Организация взаимодействия с родителями подростков - участников программы, восстановление у них ответственного отношения к ситуации ребенка и выработка согласованных тактик родительского влияния.
Краткое описание практики
Практика направлена на профилактику и решение проблем преступности в подростковой среде, предупреждение ее рецидивности, минимизацию рисков девиантного поведения у подростков. Основная идея заключается в сочетании реабилитационного и восстановительного подходов в работе с подростками и дополнении их принятия и поддержки деятельностью по формированию ответственности за свое поведение, чувства благодарности природе, обществу и окружению. В конечном счете реабилитационная программа "Restart" ориентирована на формирование у подростков, находящихся в конфликте, устойчивой мотивации на положительные изменения в их жизни и созидание. В качестве ресурсов привлекается активная и социально ответственная молодежь. Студенты-волонтеры становятся наставниками у подростков и постоянно повышают свой уровень знаний и компетенций в рамках Школ наставников. В течение одного цикла практики волонтеры трижды проходят Школы (чаще всего выездные) для обучения основам коммуникации с детьми группы риска. В одном цикле программы принимают участие до 60 подростков (дети из 5 муниципалитетов, в том числе 20 из отдаленного Колпашевского района с традиционно сложными условиями работы в связи с отдаленностью от областного центра и сезонной транспортной доступностью. Участники программы проживают цикл последовательных событий: 1. Выездной 4-дневный интенсив в осеннее или зимнее каникулярное время («Новый Start»), в ходе которого для детей создается принимающая, соответствующая подростковым интересам среда, появляются значимые взрослые (волонтеры-наставники), которые с одной стороны по-доброму относятся к каждому ребенку, заботятся о нем, поддерживают его, создают ситуацию успеха для каждого, а с другой – задают четкие правила, демонстрируют пример жизни со смыслом и ценностями. Во время интенсива дети живут по командам из 10 человек, в каждом из них по 2 наставника (функционал вожатых) и 1 тьютор (проведение «часов истины» (тренингов), содержательных мероприятий, «душевных разговоров»/кругов сообщества, трансляция ценностей, контроль за соблюдением правил). В результате интенсива у детей вырабатывается мотивация на продолжение участия в программе, а также на рост в ней (детям сообщается, что весной на профильную смену поедут только те, кто запустил процесс изменений в своем образе жизни, сделал как минимум одно доброе дело, а весной только часть ребят получат статус «посол добра» и продолжат участие в летних мероприятиях. 2. Сопровождение между интенсивами и на всем протяжении программы, общение в соцсетях и очные встречи с наставниками, мероприятия в центре с периодичностью 1 раз в месяц, совместные выходы с детьми в развлекательные и образовательные учреждения, а также совместные акции по совершению добрых дел (субботники, «снежная вахта», посещение питомников для животных» и т.д. В центре создается большая таблица успеха, где каждая активность ребенка отмечается наклейкой. 3. Гостевые визиты команды проекта на территорию подростков (в школу, в семью). Наставники выезжают в класс, где учится подросток, и проводят в нем Урок смыслов, а также неформально общаются с одноклассниками подростка, с педагогами подростка, обмениваются информацией о прогрессе ребенка. Подросток готовит для наставников экскурсию по школе или микрорайону. 4. Восстановительные программы – медиации в случае конфликта с учителем, в семье, совершения правонарушения; Круги сообщества в случае травли или конфликта в классе, семейные конференции в трудных жизненных ситуациях в семье. За весь проект примерно третья часть его участников проходит через восстановительную программу. 5. Весенняя 10-дневная профильная смена «Restart» на базе загородного лагеря. Подростки проходят путь Рестарта (каждый день, кроме оргпериода, посвящен определенной теме / ценности, которая начинается на букву из слова «Рестарт». Программа смены включает в себя «Часы истины», фестиваль добрых дел, во время которого дети презентуют свои добрые поступки. По окончанию смены 30 детей, показавшие положительную динамику в поведении, получают статус (значок) «Посол добра» и право участвовать в летних экспедициях. 6. 1-дневная экспедиция в Музей-заповедник «Томская Писаница», участвуют все «послы добра» (30 чел.). 3-хдневная экспедиция «Доброворот-1» на север Томской области, принимают участие 22 участника. 10-дневная экспедиция «Доброворот-2» на Алтай для 15 подростков. Во всех экспедициях туристско-экскурсионная программа сочетается с трудом, экологическим волонтерством и бескорыстной помощью людям. Те, кто преодолел основные трудности в поведении, и готов стать примером для других, получают наивысший статус – «Герой добра». На протяжении всей программы ведется работа специалистов – координаторов подростков на местах, предусмотрены их встречи с наставниками для обсуждения конкретных кейсов подростков и согласования общей стратегии действий.
Социальные результаты
У детей-участников проекта появляется среда принятия и поддержки, расширяется круг значимых сверстников и взрослых. Многие дети оставляют центр «Согласие» единственным местом, куда они ходят, а круг их друзей наполовину состоит из ребят Рестарта. Таким образом они «закрывают» свою потребность в общении, дружбе и признании. У детей наблюдаются улучшения в поведении, посещаемости школы, большая часть детей отмечает появление мотивации учиться, не менее половины участников становятся вовлеченными в дополнительное образование или во внеурочную деятельность, четвертая часть ребят обычно снимается с профилактического учета. Дети получают важные социальные навыки, у них формируется четкая взаимосвязь между своими поступками и их последствиями, между своим вкладом в мир и тем, что он тебе дает. Интересен и тот опыт, который получают дети, ведь тесное общение со сверстниками, склонными к совершению правонарушений, является фактором риска, который участники проекта учатся преодолевать под руководством наставников, заставляющих постоянно рефлексировать над происходящим. Через формирование привычек к соблюдению правил, к созидательным поступкам дети приучаются и постепенно закрепляют в своей системе ценностей порядочный образ жизни, заботу об окружающих. Кроме того, программа развивает целеполагание, понимание возможных векторов своего дальнейшего развития (хобби, волонтерство, поступление в техникум, и т.д.). Родители участников проекта также приобретают ценный опыт и возможности получить грамотное сопровождение. Все те же ценности и подходы постоянно транслируются и родителям в общих с организаторами чатах, на мероприятиях, в индивидуальных встречах. В целом участники начинают лучше общаться со своими родителями, которые более чутко реагируют на потребности ребенка, конструктивно взаимодействуют со специалистами, начинают идти на сотрудничество. Родители находят в проекте поддержку, понимание, неосуждающую позицию, поэтому готовы открываться организаторам программы и прислушиваться к ним. Специалисты системы профилактики также видят в детях, с которыми работают, положительные изменения, получают другой взгляд на подростков, открывают в них позитивные качества, что способствует разрушению их стигматизации. Участвую в реализации программы, например, в реабилитационных мероприятиях или в восстановительных программах, они получают новый опыт, навыки, которые могут использовать в работе с другими случаями. У многих возникает интерес к технологиям медиации и Круга сообщества, они проходят специализированное обучение этим технологиям после того, как стали свидетелями их эффектов.
Этапы внедрения практики
Можно выделить следующие этапы внедрения практики с 2014 года: 1 этап: доинституциональный, подготовительный этап (2014 – начало 2016 гг.) – освоение реабилитационных и восстановительных технологий, их апробация в работе с подростками, находящимися в конфликте, накапливание практики индивидуального наставничества и проведения восстановительных медиаций с участием подростков, обучение технологии Круга сообщества, создание НКО. 2 этап: институциональная практика (2016 -2017 гг.) – реализация некоторых отдельных будущих компонентов программы в рамках социальных проектов («Плечом к плечу», «Шаг навстречу»), получение первого опыта проведения палаточной профильной смены для подростков группы риска и долгосрочного сопровождения подростков, получение первых результатов и понимания дефицитов программы. 3 этап: развитие практики (2018 – 2019 гг.) – обучение практике коллег из ПРОО «ПравДАвместе» (Пермский край), реализующих подобную программу «Путь героя», тесное сотрудничество и участие в их мероприятиях специалистов нашей практики. Продолжение сопровождения подростков, вошедших в программу на предыдущем этапе, оформление идеи и апробация проведения экспедиций «Доброворот» для подростков группы риска. 4 этап: выход на системную программу (2020 – 2021 гг.) – реализация, «оттачивание» отдельных элементов программы, на фоне пандемии и «затишья» проводилась глубокая аналитика имеющегося опыта и планирование новой целостной, системной программы, одновременно усиливалось качество подготовки волонтеров-наставников, расширялся набор наставников. 5 этап: кульминация практики (2021 – 2022 гг.) – реализация комплексной программы «Restart» при поддержке Фонда президентских грантов, включившей в себя самые лучшие технологии, компоненты, прошедшие проверку временем. 6 этап: наше будущее (2022 - …) – выход на целевую программу «Restart» с ежегодным финансированием Администрацией региона. В ходе 5-го этапа постоянно разрабатывались различные механизмы оценки результатов проекта – в начале это были только запросы в учреждения системы профилактики и школы о прогрессе ребенка, а также беседы с родителями, наблюдение командой проекта. В настоящий момент мы развиваем методы самооценки детей своего участия в программе, нами разработано несколько форм для рефлексии результатов как отдельных компонентов программы (например, профильной смены, экспедиции), которые используются по окончании того или иного этапа программы, так и программы в целом. Ребенок заполняет карту результатов совместно с наставником. Для оценки результатов программы с точки зрения родителей и специалистов мы разрабатываем анкету, которая будет запущена на итоговых мероприятиях программы.
Социальная значимость
В конечном счете постоянно действующая программа создаст базу для существенного снижения в регионе количества несовершеннолетних, находящихся в конфликте, повысит уровень безопасности и улучшит социальное самочувствие населения. Программа способствует формированию у подростков самой важной и одновременно весьма дефицитной у современных подростков ценности – ответственности за свою жизнь и свои поступки. Это позволяет получать отсроченный социальный эффект не только в виде снижения преступности и уровня девиантного поведения, но и в виде повышения культуры и воспитания подрастающего поколения. Погружение ребенка в такую среду непременно отзовется в его системе ценностей и ориентиров в будущем. Программа способствует формированию в регионе, в системе профилактики нового подхода к работе с подростками, находящимися в конфликте, который подразумевает объединение восстановительной и реабилитационной парадигмы – более пристальной заботы о детях, предоставления им уникальных возможностей одновременно с более жесткими требованиями, правилами и необходимостью приносить пользу. Кроме того, программа настраивает специалистов на более внимательную и точечную работу со случаем, создавая предпосылки для появления в регионе структуры, которая бы профессионально занималась сопровождением подростков группы риска через кураторство каждого подростка. Социальную значимость практики мы видим и в формировании молодежной команды волонтеров из числа будущих помогающих специалистов, которые, получив навыки работы с подростками в конфликте, смогут продолжать ее с целевой группой в дальнейшем, а также укрепить свою мотивацию на работу по профессии. Они не только обучаются технологиям на практике, получают бесценный опыт, но и «ухватывают» ее ценности и смыслы, приучаются работать неформально, глубоко погружаясь в решение задач, а не делать что-то для «галочки», не осмысливая. Такие люди становятся опорой системы профилактики в дальнейшем. Таким образом, программа «воспитывает» молодых специалистов системы профилактики, что немаловажно для небольшого региона. Эффекты для всей системы профилактики дополняются налаживанием межведомственного взаимодействия
Ресурсное обеспечение практики
Кадровое обеспечение: программу реализует команда из четырех-пяти специалистов, находящихся в штате некоммерческой организации, с периодическим привлечением отдельных специалистов по договору ГПХ (психотерапевта, ведущих восстановительных программ, вожатых, туриснтрукторов, ведущих мастер-классов и т.д.). Для наиболее качественной работы необходимо обеспечение поездок, конференций, стажировок, участия в молодежных форумах. Волонтерская команда практики должна состоять из 15 и более человек. Методическое обеспечение практики осуществляется за счет тесного взаимодействия с партнерами, консультантами по осуществлению реабилитационных компонентов программы (ПРОО «ПравДАвместе»), супервизорами по проведению сложных восстановительных программ (члены Всероссийской ассоциации восстановительной медиации). Внутри практики используются такие методические инструменты, как Дневники наставников, карты достижений подростка, анкеты участника, Таблица достижений всех участников программы. Организационное обеспечение осуществляется за счет заключения договоров о сотрудничестве со школами-партнерами, центрами летнего детского отдыха, в настоящий момент готовится соглашение о сотрудничестве с УМВД по Томской области. Родители и дети, вступающие в программу, подписывают трехсторонний договор о взаимных обязательствах. Участие в экспедициях также обеспечивается отдельным договором, в котором дети подписываются под обязанностью вносить свой вклад в мероприятия экспедиции, делать добрые дела. В результате проведения восстановительных программ между детьми и взрослыми также заключаются примирительные договоры, которые обеспечивают в дальнейшем соблюдение детьми правил и договоренностей. Финансовые ресурсы практики в основном обеспечиваются за счет грантов (фонда президентских грантов), софинансирования органов власти на летний детский отдых и фандрайзинга (но гораздо в меньшей степени).
Организации — партнеры
Основными партнерами выступают Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление МВД по Томской области, ПДН районов области (отбор потенциальных участников программы, сопровождение мероприятий), Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (предоставление участникам программы бесплатных путевок летнего отдыха), НЧУ Детский санаторий «Космонавт», ОГКУ «Центр помощи семье и детям Колпашевского района (предоставление площадки для проведения смен и интенсивов), Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томский государственный педагогический университет, образовательные организации Томской области, Федерация альпинизма Томской области, МАУ Информационно-методический центр г. Томска, Международная Академия Гор, Томская Федерация альпинизма.
Название организации
АНО Ресурсный центр "Согласие"
Адрес (юридический/фактический)
Томская область, г. Томск, пос. Зональная станция, ул. Изумрудная 2
Руководитель организации
Пучкина Юлия Александровна, директор
Контактное лицо
Пучкина Юлия Александровна
Электронная почта
Puchkina2007@mail.ru
Фото материалы